«Белоруснефть» и одна из крупнейших автозаправочных сетей в Украине – АЗК «ОККО» – планировали совместно создать на автозаправочных станциях Беларуси сеть ресторанов быстрого питания. Однако из-за событий в Украине создать СП не получилось и теперь этот бизнес «Белоруснефть» будет развивать самостоятельно.
НЕПРОФИЛЬНЫЙ БИЗНЕС СТАНОВИТСЯ ОСНОВНЫМ
Жесткая система госрегулирования топливного рынка в Беларуси снизила за последние 10 лет финансовую маржу «Белоруснефти» как минимум в 3 раза – с 30% в 2005 году до менее 10% в настоящее время, что и подтолкнуло отечественного госоператора розничного рынка автомобильного топлива активно развивать сопутствующий бизнес. «Можно без преувеличения сказать, что сопутствующий бизнес для нашей компании превращается в основной. То есть, раньше он назывался сопутствующим бизнесом, а сейчас становится основным», – отметил заместитель генерального директора гособъединения «Белоруснефть» Сергей Каморников на пресс-конференции в Гродно 25 апреля.
Продажа в сети АЗС «Белоруснефти» сопутствующих товаров и услуг становится все более весомым источником доходов компании. Доля прибыли от продажи сопутствующих товаров и услуг компании за последние 10 лет увеличилась с 2,3% до 30%. В частности, в 2015 году она в целом по компании превысила 30%, а в некоторых регионах достигла 50%. При этом рентабельность сопутствующего бизнеса также выросла – с 11,5% до 13%.
Поэтому неудивительно, что это направление достаточно быстро развивается. Если в 2005 году в сети АЗС «Белоруснефти» было всего лишь 86 магазинов и 45 кафе, то в 2016 году эта сеть насчитывала 336 магазинов и 181 объект общественного питания – кафе, кафетерии, кофейни и т. д. Сейчас у «Белоруснефти» 544 АЗС, при этом 300 автозаправочных станций имеют магазины и объекты общепита. В планах компании увеличить в ближайшие годы долю товаров нетопливного ассортимента в прибыли до 50%.
СПРАВКА БЕЛРЫНКА
Сейчас «Белоруснефти» принадлежит в Беларуси 554 АЗС (в том числе на 237 АЗС реализуется автомобильный газ), 32 склада хранения нефтепродуктов, 3 газонаполнительные станции. В 2015 году «Белоруснефть» построила 9 АЗС и реконструировала 14 АЗС. В том числе компания построила 2 автоматизированные (безоператорные) АЗС в Гомеле и Заславле и 2 зарядные станции для электромобилей в Гродненской и Минской областях.
ИНВЕСТОРОМ МОГ СТАТЬ ЛИДЕР ТОПЛИВНОГО РЫНКА УКРАИНЫ
Между тем, во всем мире в условиях жесткой конкуренции на рынке нефтепродуктов операторы предлагают все большее количество услуг, превращая автозаправочные комплексы в так называемые сервисные «хабы». «Белоруснефть» также стремится следовать современным трендам. Давнее желание организовать полноценное питание в своей автозаправочной сети отвечает современным тенденциям. Но пока компания не совсем довольна организацией питания на своих АЗС, хотя на ряде атозаправочных станций работают современные кафе. «Но пока их мало», – говорят в компании.
Чтобы побыстрее решить эту задачу, «Белоруснефть» попыталась создать единые подходы к системе общепита на своих АЗС. Однако ей не удалось найти частную компанию, которая была готова обеспечить всю автозаправочную сеть АЗС «Белоруснефти» качественными полуфабрикатами. Поэтому «Белоруснефть» вела переговоры с украинской сетью автозаправочных комплексов (АЗК) «ОККО» о создании совместного бизнеса.
Шла речь о совместном строительстве в Беларуси ресторанов быстрого питания (сначала в Гомеле). Выбор партнера для «Белоруснефти» не был случайным. В Украине АЗК «ОККО» имеет самый высокий репутационный рейтинг среди операторов топливного рынка, а ПАО «Концерн Галнафтогаз» (оператор сети АЗК «ОККО») является лидером среди финансово-промышленны холдингов Украины.
Отметим, что ПАО «Концерн Галнафтогаз» – одна из крупнейших автозаправочных сетей в Украине, в состав которой входит более 400 автозаправочных комплексов. В планах компании – до конца 2016 года увеличить свою рыночную долю до 16-17%, а количество заправок в сети довести до 550 объектов. В структуре этой компании работает и крупнейшая в Украине сеть заведений питания в дороге, в том числе 41 ресторан (под брендами A la minute, Pasta Mia и Meiwei). Подразделения «Концерна Галнафтогаз» занимаются также реализацией товаров через магазины на АЗК, продажей нефтепродуктов крупным и мелким оптом, предоставляют услуги по экспертизе качества топлива, хранения и транспортировки нефтепродуктов. В сети «ОККО» работает 11 нефтебаз и 15 стационарных и мобильных лабораторий по контролю качества нефтепродуктов. Кстати, на 9 киевских АЗК уже созданы пункты собственной сети химчисток Bolla.
«Учитывая сегодняшнюю ситуацию в Украине, мы были вынуждены отказаться от планов совместного бизнеса с украинской компанией «ОККО» по развитию сети ресторанов быстрого питания. Будем пытаться решать эту проблему собственными силами», – отметил С.Каморников, отвечая на вопрос обозревателя БЕЛРЫНКА о дальнейших планах развития системы общепита на АЗС «Белоруснефти».
Уже нынешним летом «Белоруснефть» планирует открыть в Гомеле ресторан быстрого питания на 32 места, чтобы, по словам С Каморникова, «в новом формате отработать концепцию дальнейшего развития общественного питания в сети АЗС». Пока в компании рассматривают три подхода: развивать на базе автозаправок рестораны быстрого питания, открывать кафетерии и создать своего рода кофе-зоны.
КОНКУРЕНЦИЯ НА ТОПЛИВНОМ РЫНКЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ?
Белорусский топливный рынок в прошлом году был отмечен новыми тенденциями. Впервые на этом рынке на фоне падения спроса между госоператором отечественного рынка – «Белоруснефтью» и частными российскими компаниями обострилась конкуренция за белорусского потребителя.
Дело в том, что из-за девальвации российского рубля цены на топливо в России оказались на 20-30% ниже, чем в Беларуси, поэтому российским компаниям, владеющим в Беларуси сетями АЗС (а это прежде всего «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ, «Роснефть-Запад»), стало выгодно завозить топливо на свои фирменные автозаправки. Бензовозами из России. При этом российские компании могли проводить достаточно агрессивную маркетинговую политику, предлагая покупателям ценовые скидки, в то время как «Белоруснефть» не могла ответить аналогичными ценовыми акциями.
В результате российским компаниям удалось потеснить «Белоруснефть» на собственном рынке. За последние полгода доля белорусского госоператора на розничном рынке светлых нефтепродуктов снизилась на 3,5% до 65%. «Да, мы несколько потеряли долю на розничном рынке из-за ценовых акций российских компаний, на которые осознанно не пошли», – пояснил ситуацию Каморников.
Однако он рассчитывает, что в скором времени «Белоруснефть» отвоюет потерянную долю. «Комфортные времена для импорта российского автомобильного топлива в Беларусь завершаются, – скидки на бензин уходят в прошлое. А это значит, что теперь мы находимся в более равных условиях с российскими компаниями», – отмечает замгендиректора «Белоруснефти».
Дело в том, что из-за повышения в РФ акцизов на бензин, а также других налоговых ограничений российским компаниям становится невыгодно поставлять автомобильное топливо из России на свои автозаправки в Беларусь. «В минувшем году и на протяжении первого квартала 2016 года российские операторы активно завозили топливо из России. До 40 тысяч тонн бензина в месяц достигал импорт. Но в России подняли акцизы, аналогичные действия приняты в Беларуси, в результате цены сблизились, и сейчас импортировать российское топливо в Беларусь невыгодно, особенно бензин», – отметил Каморников. До повышения ставок акцизов в РФ и в Беларуси российское топливо стоило на 30–40% дешевле белорусского. «Сейчас же на выходе получается та же цена, что и на белорусских НПЗ, а иногда даже дороже, поэтому российские компании уходят от импорта в Беларусь бензина», – пояснил он.
Что же касается поставок российского дизельного топлива в Беларусь, то дельта в цене сохраняется на уровне 10-15%, поэтому возможность маневра для российских компаний еще осталась. Тем не менее, потеряв очевидную выгоду, российские нефтяные компании уже с конца марта 2016 года перестали поставлять российский бензин для продажи в Беларуси.
По словам С. Каморникова, спрос на автомобильное топливо в Беларуси постепенно восстанавливается – «по крайней мере, в первом квартале 2016 года он не упал по сравнению с таким же периодом прошлого года». Отметим, что по итогам 2015 года снижение продаж автомобильного топлива в целом по Беларуси составило около 20% в годовом выражении, а на приграничных АЗС Беларуси продажи снизились примерно на 25-30%.
Кстати, прошлогодние финансовые результаты заставили «Белоруснефть» скорректировать годовую программу строительства АЗС. Из-за нехватки инвестиций компания в этом году намерена построить в Беларуси не 30 АЗС, как планировала, а только до 20 станций.
Впрочем, как считает замгендиректора «Белоруснефти», владельцы частных АЗС тоже вряд ли смогут построить в 2016 году в Беларуси больше 5-6 АЗС. «В последние годы мы наблюдаем другой тренд – частные компании чаще покупают уже построенные АЗС, чем строят новые», – отметил он.
Покупать автозаправочные станции на вторичном рынке «Белоруснефть» пока не планирует. «Мы, конечно, можем рассмотреть предложения. Однако пока не видим возможности подобной покупки, – тем более, что стоимость такой покупки сопоставима со строительством новой АЗС», – сказал Каморников.
СПРАВКА БЕЛРЫНКА
На 1 января 2016 года в Беларуси насчитывалось 824 АЗС. Из них 552 АЗС находились в собственности организаций, входящих в состав концерна «Белнефтехим», 81 АЗС принадлежала ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 48 АЗС – ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», 38 АЗС – ИООО «РН-Запад», 28 АЗС – ОДО «Астотрейдинг», 77 АЗС – прочим предприятиям. Количество АЗС в стране должно увеличиться к 2020 году до 885 станций. Среднесуточный объем реализации нефтепродуктов на одну АЗС в Беларуси сейчас составляет около 7,5 тонны нефтепродуктов. Это достаточно высокий показатель в сравнении с соседними странами. В Беларуси остается высоким по сравнению с соседними странами показатель обеспеченности населения легковыми автомобилями: около 300 единиц на 1 тысячу человек. По данным Белстата, в Беларуси количество транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан, с 2011 по 2014 год увеличилось с 2.777 100 до 2.965.700 единиц.
Нет Комментариев