Технический нормативный акт, регулирующий принципы размещения объектов придорожного сервиса на республиканских автодорогах разработал и утвердил Минтранс Республики Белорусь.

О том, как новые нормативы изменят придорожный ландшафт, на пресс-конференции в Минске рассказал замначальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев.

Другие масштабы, другие деньги

«За последние пять лет кардинально изменилось понятие придорожного сервиса. Как в понимании Минтранса, так и в понимании пользователей, – отметил А. Головнев. – Если раньше мы говорили о том, что хорошо построить какое-то небольшое кафе, с минимальным набором услуг, то сейчас говорим, что это неприемлемо».

Как результат, по словам представителя ведомства, «уже сейчас объект придорожного сервиса – это достаточно дорогое сооружение, которое, наверное, за счет собственных сбережений у нас уже никто не построит».

«Раньше приходил индивидуальный предприниматель, говорил: дайте мне землю, я построю что-то похожее на придорожный сервис и буду оказывать услуги, – отметил А. Головнев. – Сейчас мы выходим на понятие многофункционального объекта придорожного сервиса, который должен сочетать в себе максимально возможный спектр услуг. И – второе – мы переходим к понятию качества этих услуг».

Как подчеркнул замначальника главного управления автомобильных дорог Минтранса, принятый документ направлен именно на то, чтобы перейти на такие многофункциональные комплексы.

Много мелких объектов – ниже безопасность на трассе

Количество объектов как таковое не отражает качества оказываемых услуг или обеспеченность дороги придорожным сервисом, отметил А. Головнев. На основе мирового опыта, как сообщил представитель министерства, разработаны минимальные нормативы размещения объектов придорожного сервиса.

«Через 60 км – заправка, через 40 – кафе и так далее, – уточнил замначальника главного управления автомобильных дорог Минтранса. – Делать их много – это с одной стороны вроде как конкуренция, что поднимет качество услуг. Но с другой – объекты придорожного сервиса через 3-4 км на автодороге первой категории – это уже значительное ухудшение безопасности дорожного движения. Все съезды-выезды на дорогу – достаточно аварийно опасные участки. Вы можете обратить внимание – во всей Европе такого насыщения объектами придорожного сервиса нет».

СТО не нужны

Многофункциональные комплексы придорожного сервиса, уточнил А. Головнев, будут включать в себя «все возможные услуги, начиная от заправки и заканчивая душем, ванной, гостиницей, конечно, объекты питания, возможно – минимальный автосервис».

«Еще 5-6 лет назад мы увлекались СТО. Говорили, что на дорогах они нужны. Но опыт показывает, что СТО как придорожный сервис очень слабо востребованы. Если у вас хорошая машина, вы не погоните ее на неизвестное СТО. Вы лучше вызовете эвакуатор или каким-то другим способом доставите ее по месту своего жительства, и там будете разбираться», – рассказал представитель Минтранса.

«Шиномонтаж и мойка, сопутствующие услуги вроде залить стеклоомывающую жидкость и т.п. – вот все, что востребовано на дорогах, – подчеркнул замначальника главного управления автомобильных дорог Минтранса. – Говорить, что для грузовиков нужны такие СТО тоже несерьезно. Для каждой марки требуется отдельный набор запчастей, и хранить их в надежде, вдруг кто-то приедет, – нет смысла».

Генеральная схема развития придорожного сервиса утверждена, все запланированные мероприятия, включая строительство объектов, выполняются в полном объеме, в финале своего выступления сообщил А. Головнев.

Юргис Думбляускас