Сфера торговли нефтепродуктами в Сибири на первый взгляд довольно консервативна. Однако «Красноярскнефтепродукт» намерен изменить представления красноярцев о придорожном сервисе. Как рассказал Андрей Чернов – директор «Красноярскнефтепродукта», компания стоит на пороге больших перемен, и часть из них клиенты сети АЗС «Красноярскнефтепродукт» смогут оценить уже в этом году.
– Андрей Вениаминович, «Красноярскнефтепродукт» всегда испытывал к себе повышенное внимание журналистов. Но в последние годы информации о работе компании не так много. Как новый руководитель предприятия вы, наверное, имеете свежий взгляд на ее деятельность – поделитесь им с нашими читателями.
– Действительно, в должности гендиректора я работаю около полугода. Хотя это достаточно небольшой срок, есть что рассказать. Тем более что появился хороший повод – День нефтяника, профессиональный праздник, к которому принято подводить итоги, отмечать достижения, рассказывать о планах. «Красноярскнефтепродукт» – крупнейшая розничная сеть Красноярского края, которая представлена во всех его муниципальных образованиях, и потому наши результаты, уровень оказания услуг интересны всем и конкурентам, и потребителям.
Согласен с тем, что в недавнее время возник некий информационный вакуум о происходящем в компании. Он был вызван рядом объективных факторов. Прежде всего, нам, как новой команде, требовалось время, чтобы определиться с главными на сегодня задачами и механизмами их решения.
А задачи достаточно серьезные. И прежде всего – это реформирование предприятия, КНП должна стать современной, конкурентоспособной компанией. Как коммерческая организация мы должны отвечать вызовам рынка, тем более такого непростого, как торговля нефтепродуктами. Я знаю, что вы много пишете об этом.
– Да, мы пристально следим за темой – ситуацией с независимой розницей, результатами давления на рынок вертикально интегрированных компаний…
– «КНП» тоже занимает активную позицию в вопросе о ценообразовании. Вынуждены констатировать, что сегодня в силу ряда обстоятельств рентабельность бизнеса снижается с каждым годом. Одна из причин – политика крупных компаний, которые заходят в наш регион. Мы, конечно, тоже испытываем на себе это давление, ведь в определенные периоды оптовая цена на нефтепродукты оказывается выше розничных цен, устанавливаемых ВИНКами.
В частности, последний пример – переход сети «Магнат РД» под структуры, аффилированные с «Газпромнефтью». Уже сейчас розничные цены на этих заправках ниже, чем у независимых операторов, и мы опасаемся, что политика злоупотреблений на рынке будет продолжена.
Необходимо, чтобы потребитель четко осознавал, что после поглощения независимых операторов ценообразование на крупных сетях сразу изменится, и мы получим значительное удорожание топлива.
Это неоднократно подтверждалось на практике во всех крупных городах, в Иркутске, Новосибирске, Москве.
– Монополизм никогда не приводил к хорошим результатам ни в качестве сервиса, ни в цене товара.
– Да, тем более что крупные сети в нашем регионе не отличаются повышенным качеством услуг – по большому счету, все сводится к перекрашиванию АЗС. И это одна из проблем местного рынка.
Надеемся, что все участники рынка все же будут работать по правилам, соблюдая интересы других игроков.
– Как на фоне других игроков выглядит бренд «КНП»?
– Мы чувствуем себя достаточно уверенно. Жители края «голосуют» за топливо КНП рублем. Число клиентов АЗС «Красноярскнефтепродукт» устойчиво растет. За полгода показатели увеличились на 10%. Это значит, что потребители нам доверяют.
Надо отметить, что сегодня на нашем рынке очень высокая конкуренция. Количество АЗС в Красноярске в пересчете на население в 2 раза превышает даже московские показатели. Поэтому рост спроса «выдавать» достаточно сложно.
– Каков тогда секрет «КНП»?
– Нам удается сохранять лидерство на рынке за счет качества нашего продукта. «КНП» – единственная сеть АЗС в регионе, которая имеет сертифицированную аккредитованную «Росстандартом» лабораторию, оснащенную по последнему слову техники. Так что каждая капля топлива у нас проходит несколько степеней проверки, начиная с приемки и заканчивая выдачей на АЗС. Мы никогда на этом не экономили и не будем.
Кроме того, наша лаборатория может выдавать сертификаты качества нефтепродуктов сторонним организациям. Среди топливных компаний, работающих на территории Сибири, только мы обладаем таким правом.
– Часто ли к вам обращаются за этим?
– Нет, не часто, и отсюда вытекает еще одна проблема местного перенасыщенного рынка – низкое качество бензина у мелких игроков, которым очень сложно выживать. В крае немало заправок, где торгуют контрафактом.
Этим летом министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края совместно с активистами Федерации автовладельцев России взяли пробы на 200-та АЗС. Все образцы прошли исследование в лаборатории. В результате выяснилось, что фактически на всех АЗС, где цена бензина ниже средней по рынку, реализуется контрафакт, причем крайне низкого качества: с другим октановым числом, повышенным содержанием серы и примесей. Как следствие, автомобили получают довольно серьезные повреждения, происходят повышенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и прочее.
– Что здесь можно предпринять?
– Конечно, необходимы более системные меры контроля со стороны государственных и надзорных органов. Понятно, что простых решений нет, требуются совместные усилия и самих потребителей, и власти. Губернатор неоднократно ставил такую задачу. Уверен, что эта работа продолжится и недобросовестные участники уйдут с рынка.
Автомобилисты, приобретая дешевый продукт на сомнительных АЗС, также должны быть готовы к последствиям в виде поломки двигателя, топливной системы и, соответственно, к существенным тратам.
– Словом, «КНП» в своем развитии делает ставку на качество.
– Не только. Мы прекрасно понимаем, что на одном имидже, пусть и заработанном десятилетиями, удержать свои позиции невозможно. Нужно двигаться вперед, повышать уровень сервиса, работать над набором предлагаемых продуктов. И у нас есть четкое осознание задач развития предприятия.
В настоящее время мы ведем переговоры с компанией «Лукойл» – общепризнанным лидером российского рынка производства нефтепродуктов и
уже осенью мы планируем на АЗС КНП начать реализацию топлива производства «Лукойл», в том числе премиальных марок ЭКТО.
Пока их продукта в Красноярске нет, хотя некоторые сети и заявляют, что продают бензин «Лукойла» – на 5 руб. дороже прочих марок. Представители «Лукойл», которым мы показали эти АЗС, были поражены наглостью и безответственностью продавцов, выдающих низкокачественный бензин за премиальный.
– Действительно наглость. А у вас амбициозные планы.
– Согласен.
– Какого эффекта ожидаете от такого сотрудничества?
– Сегодня на рынке края представлен продукт, произведенный заводами «Роснефти» и «Газпрома», появление такого крупного игрока как «Лукойл» позволит серьезно усилить конкуренцию.
Кроме того, в Красноярске существует реальная потребность в высококачественном топливе. На улицах много автомобилей класса «Люкс», а им необходим самый лучший бензин.
– Насколько масштабным обещает быть сотрудничество с «Лукойл»?
– «КНП» уже заключил соглашение с «Лукойл» по поставке моторных масел на дилерских условиях. В сентябре начнем прямые поставки с заводов и откроем сеть специализированных торговых точек на наших АЗС. Также построим фирменный сервисный центр по замене масел.
В перспективе, мы также планируем заключить франшизное соглашение на открытие АЗС под маркой «Лукойл».
В Красноярск приезжали представители компании, они согласовали потенциальные участки под свои станции и даже выразили готовность софинансировать строительство АЗС. Требования к ним у «Лукойла» самые высокие в России.
– Когда нам ждать появления заправок «Лукойла» в крае?
– В перспективе 1,5–2 лет. Думаю, что до конца года мы подпишем все документы и приступим к реализации проекта.
– Какие еще проекты в работе?
– По договору с компанией Metro на наших АЗС появятся магазины под брендом «Фасоль». Это франчайзинговый проект группы METRO Cash&Carry: в таких точках продаются товары сети при их собственном менеджменте. За Уралом пока «Фасоль» не представлена.
– Новые магазины и дилерские торговые точки будут открыты на заправках «КНП», а изменятся ли сами АЗС?
– Они уже меняются. Могу смело сказать, что мы сегодня единственный региональный оператор, вкладывающий в модернизацию и строительство АЗС серьезные средства.
В сентябре после реконструкции откроются 2 современных АЗС: на ул. Шинников и в ЗАТО Солнечный с полной заменой оборудования, с магазинами. Совершенно новая АЗС построена в Ачинске, открытие которой также планируем в конце сентября. Осенью начнем строительство новой заправки в Боготоле.
– Как вы решаете, где провести ремонт, а где построить новую заправку? К примеру, Ачинск – вотчина «Роснефти»… Почему именно там?
– Ну, в свое время Ачинский НПЗ входил в структуру «КНП», так что еще можно поспорить о том, где и чья вотчина (смеется). Если серьезно – то это разные сегменты рынка и мы заметно представлены в западной части края, занимаем лидирующее положение по числу АЗС, кроме того имеем раздаточный блок в Ачинске, нефтебазы в Назарове и Ужуре. Спрос на наше топливо в этой группе районов высок, поэтому там и расширяем сеть.
Признаюсь, что в нынешней ситуации изыскать средства на такие инвестиции крайне сложно. Но мы будем продолжать вкладывать деньги в развитие, поскольку сегодня требования потребителей растут с каждым днем. Пользоваться АЗС должно быть комфортно.
На этом фоне абсурдно выглядят заявления некоторых журналистов о закрытии наших АЗС в районах края. Мы не только их не закрываем, мы активно развиваем это направление в самых удаленных деревнях и поселках. Например, летом запустили передвижную АЗС для жителей поселков Каратузского и Курагинского районов, где заправок прежде вовсе не было.
– Готовясь к интервью, не ожидал услышать столько всего и сразу.
Это еще не все, поверьте… Красноярск уже давно перенасыщен заправками, в городской черте это недопустимо. Этим территориям можно найти более достойное применение,
поэтому КНП готов запустить в городской черте автоматические АЗС, работающие без оператора.
С соответствующим инновационным для края проектом мы уже вышли на администрацию и получили поддержку.
Плотность застройки в новых районах Красноярска такова, что по нормам там запрещено строить классические заправки. А автоматические станции занимают в пять раз меньше места и имеют статус временных сооружений. Они могут быть установлены в любых местах, и в густонаселенных районах, и вблизи крупных ТЦ, и на главных развязках.
К таким АЗС предъявляются совсем другие экологические требования. Это и на самом деле более экологичные комплексы с повышенной пропускной способностью. Подобные АЗС уже есть во всех крупных городах до Урала, да и в Новосибирске. Мы уже наметили примерно 10 мест, где такие АЗС появятся. В течение следующего года начнем запуск. За такими комплексами, на мой взгляд, – будущее.
– Для бензинового рынка города это своего рода сенсация. Почему крупные федеральные компании не предлагают таких вещей?
– Их основная задача – экспансия, и никого не волнует ни облик города, ни качество сервиса. Отношение к потребителям у ВИНКов заметно отличается в Сибири и в европейской части России.
Ну, а мы понимаем, что без привлечения передовых технологий в нашей отрасли тяжело задать новый вектор развития. Так что будем этим заниматься и, может, придумаем и другие интересные продукты.
Возвращаясь к перспективам развития сети, отмечу, что качественные заправочные комплексы нужны и на восточных, и на южных трассах края, в соседних Хакасии и Тыве. Прорабатываем эти вопросы отдельно. Задача стоит в резервировании земельных участков, чтобы спланировать работы на долгосрочную перспективу с крупными вложениями. Более конкретно смогу говорить об этом в следующем году.
– Наверное, в связи с новыми проектами повышенные требования предъявляются и к персоналу?
– Да, мы кардинально меняем требования к квалификации своих работников. Планируем изменить и форму оплаты труда сотрудников, особенно для тех, кто работает с клиентами на АЗС, подразумевая возможность мотивации. В крупных федеральных компаниях существуют стандарты для работников: все этапы общения оператора с клиентом строго регламентированы. Это тот вариант, к которому стоит стремиться, поскольку оператор для потребителей является официальным лицом компании и формирует мнение о ней и ее руководстве.
Отмечу, что мы выполняем все социальные обязательства перед работниками, включая ежегодную индексацию зарплаты (за последние 3 года рост зарплаты составил порядка 30%).
Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех своих коллег и подчиненных с профессиональным праздником. Люди работают в «Красноярскнефтепродукте» десятилетиями, у нас есть и трудовые династии. Хочу поблагодарить всех, пожелать уверенности в завтрашнем дне, которую мы как руководители обязаны обеспечивать, и, конечно, здоровья, счастья, успехов. Коллектив – это главная ценность предприятия, и «КНП» гарантирует стабильные рабочие места и достойную заработную плату.
– Андрей Вениаминович, в связи с этим как вы оцениваете ближайшие перспективы работы компании?
– Необходимо признать, что в начале года предприятие действительно находилось в непростой ситуации. Большая часть накопившихся проблем носили системный характер, ведь их никто не решал на протяжении нескольких лет. Они не давали компании возможности развиваться, и потому пришлось экстренно принимать меры, чтобы в достаточно короткий срок стабилизировать ситуацию и приступить к развитию предприятия.
Прежде всего, мы уделили внимание эффективности управления. В «Красноярскнефтепродукте» она была крайне низкой. Кроме того, Правительство края поставило задачу повысить эффективность и прозрачность работы компании. И, в общем, многое уже сделано.
Так, «Красноярскнефтепродукт» кардинально изменил подходы к закупочной деятельности, которая всегда вызывала вал критики.
Прежде всего, мы отказались от приобретения нефтепродуктов у посредников.
С апреля этого года «КНП» самостоятельно совершает закупки на бирже, реализуя самый прозрачный из всех существующих на рынке механизмов, и лишь 10-15% топлива мы закупаем у заводов–производителей. В итоге экономия по году составит порядка 200 млн рублей.
Еще один шаг – автоматизация производственных процессов. На предприятии завершено внедрение современной системы бухгалтерского учета, электронного документооборота, происходит централизация всех управленческих функций. Это тоже положительно скажется на эффективности, позволит улучшить оперативность принимаемых решений, показатели работы.
Серьезные задачи со стороны Правительства края поставлены в части усиления позиций КНП в поставках топлива сельхозтоваропроизводителям, а также в Северные территории. Совместно с отраслевыми министерствами уже подготовлены предложения о принятии конкретных мер, которые позволят существенно увеличить объем поставок КНП в этих сегментах рынка.
Конечно, на реализацию таких мероприятий потребуется больше времени, но и эффект будет очень значительным.
Прошедшее полугодие, мне кажется, создает предпосылки для достаточно оптимистичных прогнозов. Мы достигли более высоких по сравнению с прошлым годом результатов по всем основным показателям. Так, розница, как я уже говорил, выросла на 10%. Увеличилась и прибыль, на 50% выросли объемы поставок топлива в Северные территории – думаю, что до конца года результаты еще улучшатся.
С уверенностью могу сказать, что предприятие работает стабильно, и нет никаких оснований переживать за его устойчивость и наши большие планы это косвенно подтверждают.
«КНП» по-прежнему одно из самых крупных предприятий на территории края. В работе заняты 1,5 тысячи человек, «Красноярскнефтепродукт»– серьезный налогоплательщик, который перечисляет в бюджеты разного уровня более 400 млн рублей.
Конечно, эффективность управления нужно повышать, и мы уверены в том, что через непродолжительное время превратим компанию в самое современное рыночное предприятие, привезем новые продукты, обеспечим качественно новый сервис – потребитель это почувствует. Понятно, всем хочется, чтобы хорошие изменения происходили быстрее, но главное, что у собственника и руководства есть четкое понимание, как достичь большего.
Мы готовы развиваться и решать проблемы компании.
Одна из них, которая касается и жителей города, – вынос нефтебазы с его территории.
Уже подготовлены конкретные решения, как это сделать, поэтому вопрос обязательно будет решен. Такой крупный объект не должен находиться в черте Красноярска.
– Перенос нефтебазы положительно повлияет и на имидж компании. Что вообще делается в этом направлении?
– У «КНП» есть и планы, связанные с продвижением. Так, мы сейчас меняем программу лояльности, запустили обмен старых дисконтных карт на новые. Все это требует обновления оборудования и программного обеспечения, для чего необходимы серьезные вложения. К следующему году, думаю, будем готовы предоставлять клиентам электронные сервисы как в крупных федеральных компаниях, работающих по высоким стандартам.
– Какие еще вложения планируются в ближайшее время?
– Собираемся в течение 2-х лет полностью обновить бензовозный парк. Это тоже затратно, но в перспективе даст существенный эффект.
– Совсем недавно вокруг «Красноярскнефтепродукт» бушевали информационные войны, как сейчас обстоят дела?
– Имели место несостоятельные попытки перенести проблемы неэффективного менеджмента компании 3-5 летней давности на современную историю. Сейчас, на мой взгляд, какие-либо конфликты отсутствуют. У всех общие задачи – повышение прибыльности компании.
Ответственно могу заявить, что работа «КНП» еще никогда не была такой прозрачной, как сейчас.
Нет Комментариев