Из окна придорожной заправки Артему Скворцову открылась любопытная картина. Девушка в белоснежных шубке и сапогах пробиралась через лужи к кассе АЗС. «А пока она шла обратно от кассы до своего «мерседеса», я уже перебирал идеи, как можно заправлять автомобиль, не выходя из авто», — вспоминает сооснователь проекта Benzuber айтишник Артем Скворцов.
Мобильное приложение для оплаты бензина на АЗС он запустил в марте 2017 года, летом к Benzuber было подключено более 250 частных автозаправочных станций. За первые несколько месяцев выручка проекта Скворцова и его партнера Дениса Лужецкого составила около 5 млн рублей.
Окончив Уральский государственный технический университет в 2000 году, екатеринбуржец Скворцов устроился в компанию «Скон», торгующую топливом. В крупную фирму-конкурента его не взяли — у молодого специалиста не было отсрочки от армии, и работодатель решил не рисковать. Но cооснователю «Скона» Денису Лужецкому Скворцов понравился. «У нас была сеть из 10 заправок, нужно было наращивать продажи топлива и установить четкий контроль за платежами на АЗС», — рассказывает Лужецкий. Вместе со Скворцовым они начали внедрять новую систему — электронные смарт-карты для корпоративных клиентов.
К 2004 году в «Сконе» столкнулись с проблемой — число земельных участков необходимой для традиционных заправок площади в Екатеринбурге стало сокращаться, земли не хватало для развития сети. Тогда в компании решили открывать небольшие и полностью автоматизированные автозаправочные станции без персонала и касс. Скворцов разработал IT-систему для автоматического управления и удаленного контроля АЗС. Параллельно «Скон» продолжал развивать традиционные заправки и в 2011 году продал сеть из 25 АЗС под брендом Ergo «Башнефти» за $39 млн.
После сделки Скворцов, который к тому моменту уже возглавлял IT-направление «Скона», перешел работать в екатеринбургский филиал «Башнефти».
«Там я впервые задумался о приложении, с помощью которого можно оплачивать бензин в несколько касаний», — рассказывает Скворцов. Он поделился своей идеей с начальством, но, по его словам, у корпорации в то время были другие задачи и приоритеты.
В конце 2015 года Артем Скворцов уволился из «Башнефти». Он предложил Денису Лужецкому реализовать сервис для оплаты бензина по аналогии c Uber. «Как приложения для заказа такси заменили живого диспетчера, так и Benzuber должен был стать онлайн-кассиром на АЗС», — поясняет Скворцов.
Лужецкому идея понравилась: конкурировать с другими сетями по цене топлива «Скон» уже не мог, поэтому решили привлекать клиентов скоростью обслуживания на заправках — оплата через новый мобильный сервис занимала считаные секунды. По замыслу Скворцова, клиент подъезжал к бензоколонке, набирал бесплатный номер телефона «8-800» и устно формулировал заказ, который должен был распознать робот. Оплата проходила через карту, заранее привязанную к аккаунту клиента на сайте сервиса.
Поначалу Скворцов планировал охватить владельцев всех мобильных телефонов, а не только смартфонов. Но первая попытка настроить сервис по телефону оказалась неудачной. «Движок для распознавания голоса взяли у «Яндекса» и даже договорились с региональным банком для проведения платежей. Но тестирование на фокус-группе показало, что алгоритм неудобный», — рассказывает создатель Benzuber.
Тогда решено было сделать мобильное приложение. На создание прототипа ушло полгода: в декабре 2016 года Benzuber заработал через браузер, а к марту 2017-го создатели выпустили приложение для смартфонов на iOS и Android. Суммарные инвестиции в проект составили 10 млн рублей.
Фактически Benzuber стал посредником между сетью АЗС и розничным покупателем, решая сразу две задачи. У автомобилистов появилась возможность не покидать салон машины надолго — сразу оплатить топливо со смартфона, а потом самостоятельно заправить автомобиль. Владельцы традиционных АЗС, благодаря приложению, смогли существенно экономить на обслуживании станции и зарплатах персонала — установка платежного терминала около каждой колонки стоит от 850 000 рублей. Смартфон с приложением Benzuber, которое работает через платежный шлюз Сбербанка, заменяет терминал самообслуживания. Банковская карта клиента привязана к приложению, и после успешного снятия денежных средств Benzuber передает запрос на бензоколонку.
Для владельцев автомобилей приложение Benzuber бесплатно. Проект Скворцова зарабатывает за счет дисконта на топливо в размере до 3,5%, который предоставляют АЗС-партнеры. Рязанская сеть АЗС «Импульс» стала одной из первых, кто подключился к приложению. Со «Сконом» она работает с конца 2015 года, с его помощью открыла пять автоматизированных АЗС в городе. «Мы всегда стараемся быть в тренде, поэтому, когда узнали о запуске Benzuber, решили протестировать у себя», — говорит управляющий партнер «Импульса» Евгений Бородин. По его словам, сначала думали, что пользоваться Benzuber будут только молодежь и автоледи, но приложение оказалось крайне полезным и для маломобильных групп населения, для которых посадки-высадки из автомобиля затруднителен, в том числе и пенсионеров.
Автозаправочные станции подключаются к транзакционной инфраструктуре Benzuber быстро и бесплатно. В «Импульсе» говорят, что процесс подключения для одной станции занимает около 15 минут. «Benzuber предоставляет специальные программные ключи, которые АЗС встраивает в свою систему управления станцией», — поясняет Сергей Ткаченко, руководитель IT-отдела «Импульса». Каждой станции присваиваются уникальный идентификационный номер и пароль, и после синхронизации она автоматически появляется на карте в приложении.
Сейчас с Benzuber работает более двух сотен автозаправочных станций в Омске, Якутске, Чебоксарах, Пензе, Нижнем Тагиле. Число АЗС постоянно растет. Подписан договор с крупной сетью из Петербурга (100 заправок). Скворцов рассчитывает на активный рост числа партнеров с сентября по декабрь 2017 года, когда подключатся сети, насчитывающие от 30 до 150 АЗС. До конца года должно быть 1600 заправок, уверяет Скворцов. «Интеграция в уже существующую систему управления АЗС позволяет быстро масштабировать продукт», — говорит он.
Летом стартовал пилотный проект с немецким партнером DKV Euro Service, который обслуживает корпоративных клиентов (грузовой и пассажирский транспорт) на 65 000 АЗС в Европе. По словам Скворцова, технология оплаты «не выходя из автомобиля», предлагаемая Benzuber, будет востребована среди водителей-дальнобойщиков, которые отвечают за сохранность грузов, и поможет преодолевать языковой барьер на заправках, в какой бы стране ЕС они ни заправлялись.
В России предприниматели рассчитывают подключить все независимые АЗС. «Всего в стране около 24 000 заправочных станций, большая часть принадлежит крупнейшим топливным корпорациям, а 45% — частникам. Мы хотели бы занять с нашим онлайн-сервисом именно эту долю, составив конкуренцию «Роснефти», «Лукойлу», «Газпрому» и другим», — говорит Скворцов.
Нет Комментариев