– Улучшается ли ситуация с качеством бензина в России? Какая доля фальсифицированного топлива сейчас в стране? Отмечает ли Минпромторг снижение случаев недолива топлива?
– Как я уже говорил, ситуация с качеством автомобильного топлива, начиная с 2016 года, в целом демонстрирует положительную динамику. Самые свежие данные – за девять месяцев этого года – также указывают на сокращение на рынке доли фальсифицированного и суррогатного топлива: к 1 октября были проверены 920 АЗС, и нарушения требований техрегламента в части физико-химических показателей выявлены в 8,8% случаев.
Однако на фоне общей положительной динамики есть проблемные регионы: Республика Крым и Дагестан. В них качество реализуемого топлива зачастую не соответствует установленным нормам, либо под видом автомобильного топлива продается всякого рода суррогат. Внеплановые проверки в этом году показали в Крыму долю нарушений в части физико-химических показателей на уровне около 68%. Безусловно, решением этой проблемы мы занимаемся, и к 2021 году планируется значительно сократить оборот некачественного и фальсифицированного топлива на рынках таких проблемных регионов.
Что касается борьбы с недоливом топлива, то сейчас недолив на АЗС проверяется Росстандартом при проведении плановых и внеплановых проверок в присутствии представителей АЗС. Тем не менее даже в таких условиях, когда АЗС имеют возможность подготовиться к проверке, в этом году недолив обнаружили почти в 20% случаев. Для снижения этого процента мы в настоящее время реализуем ряд мер, к примеру, вместе с Росстандартом разработали проект закона, который предполагает применение оборотных штрафов за недолив: один процент суммы выручки нарушителя от реализации товаров за год или часть года, предшествующих дате выявления правонарушения, но не менее 500 тысяч рублей. За повторное нарушение – уже три процента от годовой выручки, но не менее двух миллионов рублей.
В сентябре 2018 года этот законопроект был рассмотрен на заседании госкомиссии по противодействию незаконному обороту, потом прошел процедуру общественного обсуждения и согласования с ведомствами и был внесен в правительство. Так как в настоящее время формируется новый Кодекс по административным правонарушениям, новый подход к наказанию за недолив планируется интегрировать в свежую версию кодекса.
Мы с Росстандартом также инициировали изменения в законодательство, чтобы ввести дополнительное основание для проведения внеплановой проверки или контрольной закупки при осуществлении федерального государственного метрологического надзора. Кроме того, проверка при отпуске топлива на АЗС в режиме “тайного покупателя” не даст АЗС заранее подготовиться к таким мероприятиям и позволит выявлять случаи недолива, своевременно предпринимая меры по их предотвращению и наказанию виновных лиц.
Еще один важный момент – зачастую на автозаправочных станциях при отсутствии запретов на его продажу под видом жидкого автомобильного топлива реализуется всякого рода суррогат либо судовое маловязкое топливо, не предназначенное для автомобильной техники. Чтобы защитить потребительский рынок от суррогата, были подготовлены изменения в правила продажи отдельных видов товаров – они предусматривают реализацию через топливные колонки только автомобильного бензина и дизельного топлива, которые полностью соответствуют установленным требованиям, а также запрет на реализацию иных видов топлива.
Если потребитель заметит признаки недолива на АЗС, он вправе потребовать провести проверку точности измерения топливораздаточной колонки, а также обратиться в Росстандарт для организации и проведения внеплановой проверки автозаправочной станции. Кстати, этот проект постановления был подготовлен при активной поддержке добросовестных участников рынка.
Еще один пункт нашей работы в этой сфере – разработка нового национального стандарта. Советские ГОСТы на топливораздаточные колонки были передовыми для своего времени, но прогресс не стоит на месте. Сегодня недобросовестные продавцы топлива используют различные современные приспособления и вредоносное программное обеспечение, позволяющие обманывать расходомер. Эту проблему должен решить новый стандарт на топливораздаточное оборудование, в разработке которого примут участие и участники топливного рынка. Его утверждение планируется в первом полугодии 2020 года.
Нет Комментариев