Кризис, повлиявший на все отрасли российской экономики, сильно ударил по автомобильному сегменту, где спрос на новые машины достиг рекордного минимума за последние десять лет. Это отразилось и на рынке смазочных материалов. Несмотря на это, российские и иностранные производители наращивают мощности по выпуску моторных масел и другой продукции. Об итогах 2016 года, развитии локализации и планах на будущее рассказал гендиректор “Тотал Восток” ФАБЬЕН ВУАЗЕН.
— Как развивался рынок смазочных материалов в 2016 году?
— Экономический кризис, санкции западных стран и снижение потребительской активности — все это характерно для 2016 года, так же, как и для предыдущих двух лет. Продажи новых автомобилей в 2016 году уменьшились на 11%, всего было реализовано 1,42 млн машин. И эта цифра худшая за десять последних лет. Очевидно, что такой кризис продаж сказывается не только на автопроизводителях и дилерах, но и влияет на динамику рынка смазочных материалов. Несмотря на то что российский рынок смазочных материалов является крупнейшим в Европе и одним из самых больших в мире, бизнесу и потребителям пришлось привыкать к новой реальности в 2016 году.
— Как, на ваш взгляд, он изменился за последний год?
— Кризис дал мощный импульс развитию отрасли внутри страны. Позиции российских компаний усиливались последние годы в связи с сокращением спроса на импортные смазочные материалы. Еще в 2015 году цены на импортные моторные масла выросли на 31%, в то время как рост цен на российские составил +7,5%. Крупные российские производители активно расширяют свои мощности. В промышленности же наблюдается смещение спроса в сторону продукции более низких ценовых сегментов.
— А если говорить о рознице?
— Автовладельцы в условиях кризиса начинают экономить на расходных материалах, к сожалению, один из распространенных способов экономии — покупка более дешевого масла. Но более половины российского автопарка — автомобили иностранного производства: владельцы дорогих иномарок не хотят столкнуться с ремонтом двигателя и лишением гарантии, поэтому по-прежнему предпочитают покупать моторное масло иностранных брендов.
— Меняется ли потребность в моторных маслах в текущих экономических условиях?
— Она остается внушительной. Исследование “Автостата” показало, что потребность в моторных маслах для легковых автомобилей, LCV и грузовиков в России в 2015 году превысила 400 млн л. При этом свыше половины (55%) от этого объема пришлось на легковые автомобили. Также растет спрос на синтетические масла, что обусловлено, как я уже отмечал, высокой долей иностранных транспортных средств.
— Какие сегменты рынка смазочных материалов сейчас наиболее маржинальны и востребованы российским рынком?
— Смазочные материалы используются повсюду, даже если это не всегда заметно, поэтому общие экономические тренды имеют прямое влияние на рынок смазочных материалов.
Я приведу три примера. Поскольку все больше производителей легковых и грузовых автомобилей анонсируют свои планы по локализации производства и планируют построить заводы на территории Российской Федерации, сегмент масел для первой заливки будет расти. Во-вторых, сельское хозяйство в России развивается быстрыми темпами, в связи с чем также быстро растет потребность в смазочных материалах для сельскохозяйственной техники. И последнее: растет доля российских потребителей, регулярно покупающих товары через интернет. На данный момент от 5% до 6% смазочных материалов для легковых автомобилей приобретаются онлайн, и это количество будет расти.
— Какие результаты по итогам 2016 года получила “Тотал Восток”?
— 2016-й был еще одним хорошим годом для “Тотал Восток”: мы показали уверенный рост (+10% по объему продаж) и увеличили свою долю на рынке. В основном рост произошел за счет коммерческого сегмента: смазочные материалы для тяжелого грузового транспорта (грузовые автопарки) и “внедорожной” техники (горная промышленность и сельское хозяйство).
— Вы планируете локализацию в России. Насколько это снизит цены на продукцию?
— Локализация производства будет иметь несомненные плюсы для конечного потребителя. Мы сможем сократить сроки поставки, оптимизировать затраты на доставку и хранение. И, конечно, снизить зависимость от курса рубля. Уверен, все это положительно скажется на стоимости товара. К тому же на новом заводе будут применяться самые современные и инновационные технологии. Стартовая мощность завода составит 40 тыс. тонн продукции в год, и мы рассчитываем со временем увеличить ее до 75 тыс. в год. Запуск завода запланирован на 2018 год. Он будет расположен на территории индустриального парка “Ворсино” (“Фрейт Вилладж Ворсино”) в Калужской области и займет площадь в 7 га (70 тыс. кв. м).
— По каким именно продуктам может быть расширена локализация в перспективе на заводе в Калужской области и в России в целом?
— На новом заводе будут производиться смазочные материалы для легкового (линейка Quartz) и грузомоторного транспорта (гамма масел Rubia), гидравлических систем (Azolla и Equivis), индустриального сегмента, включающего в себя энергетику, черную металлургию и горнодобывающую промышленность (Seriola и Carter), а также топливосберегающую линейку смазочных материалов Fuel Economy.
— Сколько планируется вложить в строительство?
— Общая сумма инвестиций составит $50 млн.
— Откуда будут привлекаться средства?
— Проект полностью финансируется концерном Total.
— Почему для строительства была выбрана именно Калужская область?
— Мы оценивали место прежде всего с точки зрения транспортной инфраструктуры, поскольку собираемся обеспечивать поставками не только российский рынок, но и экспортировать продукт в Центральную Азию и Беларусь. Также свою роль сыграла близость к автомобильному кластеру, например нашим партнерам группе PSA (Peugeot–Citroen). Мы планируем производить легкомоторную гамму масел (PCMO) и смазочные материалы для грузовой техники (HDMO), трансмиссионные масла, жидкости для гидравлических систем, словом, все типы смазочных материалов. И рассчитываем, что появление завода будет содействовать заключению новых договоров на первую заливку.
— В каком направлении компания будет развиваться в 2017 году? Основные проекты, которые планируется реализовать?
— На данный момент компания полностью сосредоточена на запуске собственного производства смазочных материалов в России. В частности, мы уделяем большое внимание достижению высочайших стандартов качества и безопасности и не идем на компромиссы в данных вопросах.
В то же время мы продолжаем развивать наш бизнес. Ключевыми проектами являются экспансия в новые регионы, такие как Дальний Восток, в целях увеличения доли покрытия рынка, укрепление дистрибуторской сети и развитие наших флагманских партнерских соглашений с Федерацией хоккея России и национальной хоккейной сборной, а также с командой “КАМАЗ-мастер”.
— А какие основные тенденции можно ожидать на мировом и российском рынках смазочных материалов?
— Довольно сложно говорить о краткосрочных трендах, за исключением того, что мы ожидаем небольшого восстановления рынка в 2017 году. В отношении индустрии смазочных материалов речь обычно идет о среднесрочных и долгосрочных тенденциях.
В России, как и на других крупных развивающихся мировых рынках, наблюдается сокращение размера рынка, но вместе с тем увеличение доли синтетических продуктов. Технологии автомобильной индустрии (сокращение выбросов углекислого газа, уменьшение объемов двигателей и пр.), так же, как и современные производственные процессы, все больше усложняют задачи, которые должны выполнять смазочные материалы. В связи с этим существует огромная необходимость в проведении исследований и новых разработках.
— На мировом рынке Total продает собственное горючее, в России в 2016 году было представлено профессиональное спортивное топливо ELF RACE 102. Планирует ли компания реализацию топлива через сеть собственных АЗС?
— Мы действительно начали реализацию топлива ELF RACE 102 в России. Компания “Тотал Восток” обеспечила этим топливом участников серии Russian Endurance Challenge 2016. И мы надеемся, что в будущем профессиональное топливо ELF будет присутствовать и на других гоночных сериях, ведь оно идеально подходит для длительных заездов. Тем не менее о создании собственной сети АЗС в России речи пока не идет: ELF RACE 102 — продукт нишевый и ориентирован на потребителей, которые, как и компания Total, не равнодушны к автоспорту.
Нет Комментариев