В начале 2017 года стартует масштабный ремонт на МНПЗ
На прошлой неделе стало известно, что Московский НПЗ проведет масштабный ремонт «большого кольца» с целью модернизации комплекса каталитического крекинга со второй декады января по первую декаду мая 2017 года.
Среди установок «большого кольца» дольше всего будет простаивать комплекс каталитического крекинга (установки каткрекинга, гидроочистки бензина каткрекинга и установки производства МТБЭ и
ТАМЭ). Эти установки будут стоять с 10 января по 5 мая 2017 года.
Установки по первичной переработке нефти, большой риформинг и большая гидроочистка будут остановлены с 1 февраля по 16 апреля. Установка изомеризации будет стоять с 1 марта по 16 апреля.
Таким образом, основные выпадающие объемы выработки моторных топлив придутся на февраль, март и большую часть апреля.
Информация о длительном ремонте Московского НПЗ обеспокоила участников рынка. Обеспокоенность проявили не только независимые компании из Центральной России, но и участники рынка из Сибири, которые опасаются, что выпадающие объемы топлив Московского НПЗ будут компенсированы в основном товаром Омского НПЗ.
С керосином и дизтопливом больших проблем не ожидается
За I полугодие 2016 года Московский НПЗ переработал 5,18 млн т нефти и произвел 1,33 млн т автобензина, 1,04 млн т дизельного топлива и 0,34 млн т авиакеросина.
Если «малое кольцо» Московского НПЗ продолжит работу во время ремонта, то выпадающий объем автобензина может составить как минимум 200 тыс. т товара в месяц в период с февраля по середину апреля. В январе и во второй половине апреля–начале мая
выпадающие объемы автобензина будут меньше, так как часть бензиновых установок должна работать.
Меньше всего проблем ожидается с замещением выпадающих объемов дизельного топлива и авиакеросина. Рязанская НПК, ЯНОС, Нижегородский НПЗ и КИНЕФ производят и экспортируют крупные объемы дизтоплива класса 5, следовательно, эти заводы могут заместить дизтопливо Московского НПЗ.
Московский рынок также, вероятно, получит поддержку за счет дизтоплива Салаватского НПЗ, Антипинского НПЗ, ТАНЕКО и Уфимской группы НПЗ. Все указанные производители поставляют в московский регион дизтопливо по нефтепродуктопроводам «Транснефти», и во время ремонта Московского НПЗ у этих компаний будет стимул увеличить поставки дизтоплива в Москву.
При этом многие трейдеры полагают, что московский регион не столкнется с проблемами на рынке дизельного топлива во время ремонта МНПЗ лишь в случае теплой зимы, которая позволит использовать межсезонное дизтопливо, поступающее в регион по нефтепродуктопроводам.
Московский авиакеросин проще всего заместить товаром КИНЕФа. «Сургутнефтегаз» экспортирует примерно 20 тыс. т в месяц авиакеросина с КИНЕФа в Европу, этого товара хватит, чтобы компенсировать выпадающие объемы московского продукта. Также возможно замещение московского керосина товаром Нижегородского НПЗ, который «ЛУКОЙЛ» периодически экспортирует в Северную Европу.
Автобензин: где хранить и как возить?
Сложнее всего заместить автобензин Московского НПЗ. В настоящее время предприятие выпускает примерно 220 тыс. т в месяц высокооктанового бензина класса 5. Можно предположить, что в ноябре и декабре 2016 года независимые участники рынка закупят и направят на хранение дополнительные объемы бензина.
Источники оценили емкость резервуарного парка по хранению светлых нефтепродуктов независимых нефтебаз, которые не были уличены в «бодяге», а также нефтебаз
«Татнефти» в Московской области примерно в 100 тыс. т.
Учитывая, что часть резервуарного парка будет отдана под дизельное топливо и авиакеросин, максимальный объем автобензина, который можно складировать на этих нефтебазах, оценивается в 50–60 тыс. т.
Независимые участники рынка ограничены в возможностях по формированию запасов бензина в Московской области не только резервуарным парком нефтебаз, с которыми можно работать без рисков, связанных с качеством товара, но и финансовыми ресурсами. Таким образом, независимые компании могут складировать к ремонту МНПЗ до 60 тыс. т автобензина. Этот объем не спасет рынок, тем более на четыре месяца.
Если рассматривать поставки автобензина из других регионов, то в Москву может быть направлен товар Нижегородского НПЗ «ЛУКОЙЛа», который имеет недозагруженные мощности и способен увеличить выработку автобензина. Зимой в
сезон низкого спроса нефтяные компании значительно увеличивают экспорт автобензина из России. Если часть экспортного товара перенаправить на внутренний рынок, то
НПЗ европейской части РФ общими усилиями смогут компенсировать выпадающие 200 тыс. т в месяц московского бензина.
Если ремонт на Московском НПЗ приведет к установлению высокой премии по бензину на рынке РФ, поставки товара на российский рынок увеличат белорусские производители.
Стоит отметить, что для гарантированной поставки в московский регион 200 тыс. т в месяц автобензина регуляторам предстоит скоординировать работу российских ВИНК и привлечь белорусский товар.
Наконец, несмотря на то, что дыра в региональном балансе по бензину в принципе может быть закрыта российским и белорусским товаром, может возникнуть проблема логистики.
Автобензин можно поставить на Володарскую ЛПДС по трубе исключительно с Московского НПЗ. Таким образом, нагрузка на Московскую ЖД существенно вырастет во время ремонта на МНПЗ. В этой связи участники рынка опасаются не столько проблем с закупками бензина, сколько рисков, связанных с увеличением времени доставки товара до нефтебаз, скоплением вагонов на узловых станциях Московской ЖД и усугублением проблем с простоями вагонов.
Что касается мелкооптовых базисов «Газпром нефти» в московском регионе, то компания в настоящее время реализует автомобильные партии бензина с Московского НПЗ, трубных базисов и с нефтебазы Универсал-нефть. В этой связи возникает вопрос, сможет ли московский «сбыт» «Газпром нефти» во время ремонта обойтись одной нефтебазой.
По данным источников на рынке, «Газпромнефть-РП» рассматривает возможность возобновления работы Дмитровской нефтебазы, а также планирует арендовать резервуары на нескольких коммерческих нефтебазах.
Цены на сентябрьские партии нефти взлетели «Роснефть» в минувший вторник реализовала на тендере удмуртскую нефть с поставкой на внутренний рынок в сентябре по ценам 16640–16720 ₽/т. Августовские партии нефти стоили 14190–14270 ₽/т. Таким образом, сентябрьские партии нефти подорожали почти на 2500 ₽.
«Зарубежнефть» в пятницу предлагала на СПбМТСБ сентябрьские партии сырья на УУН Уса по цене 16400 ₽/т против 13650 ₽/т за августовские партии, рассказали участники рынка.
Максимальная цена спроса составила 15900 ₽/т, сделок небыло.
На фоне резкого роста стоимости нефти с поставкой в сентябре, некоторые НПЗ приняли решение сократить переработку сырья в следующем месяце. Также независимые переработчики начали повышать цены на заменители дизтоплива и мазут.
На биржевом рынке события на прошлой неделе развивались в целом в рамках ожиданий трейдеров: бензины постепенно дешевели, хотя снижению цен препятствовали относительно устойчивый спрос, высокий экспортный паритет и более сбалансированное состояние российского рынка бензина
по сравнению с таковым год назад (подробнее – в «Оптовом рынке нефтепродуктов России» за прошлую неделю).
Дизельное топливо и мазут подорожали на минувшей неделе из-за роста экспортного паритета и снижения объемов реализации этих товаров нефтяными компаниями.
Нет Комментариев