Уважаемые Виктор Иванович и Алексей Борисович, обращаемся к вам от лица всех независимых автозаправщиков региона. Сегодня мы все стоим перед нелегким выбором – работать дальше убыточно или просто закрыть свои АЗС. Уже три года наш бизнес находится на грани выживания из-за постоянно растущего монопольного давления на независимые АЗС города Омска со стороны ОАО «Газпромнефть-Омск», которое является фактически единственным оптовым поставщиком бензинов и дизтоплива на омский рынок и одновременно контролирует весь рынок нефтепродуктов через свои АЗС (порядка 75% рынка).
Проблема с конкуренцией на омском рынке нефтепродуктов, вернее с полным отсутствием условий для ее возникновения, появились, естественно, не вчера. Во времена Сибнефти независимым омским автозаправщикам тоже жилось нелегко. Сибнефть тоже старалась контролировать рынок, поддерживая по всему региону единую нижнюю планку цен, включая цены на независимых АЗС. Способы для этого использовались разные, вплоть до силового давления. Если кто-то из независимых автозаправщиков, закупавших нефтепродукты у Сибнефти, пытался продавать бензины или дизтопливо по несогласованной цене (пусть даже на 50 копеек дешевле, чем в фирменной сети АЗС Сибнефти), тому могли просто «перекрыть кран» на нефтебазе. Наличие предоплаты, длительных договоров и обязательств никого в компании не волновало. А экс-заместитель ряда руководителей ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» Людмила СИДОРОВА не стеснялась и лично приезжать на независимые АЗС, чтобы объяснить самым непослушным, как нужно «правильно» торговать бензином.
На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. В регионе, как все знают, есть крупный производитель бензинов и дизтоплива – Омский НПЗ. Торгуют его продукцией ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Газпромнефть-Омск». Механизм биржевой торговли по большому счету является фикцией, к тому же он плохо приспособлен для небольших сетей АЗС, поэтому омские автозаправщики вынуждены покупать нефтепродукты у ОАО «Газпромнефть-Омск». Почему мы не имеем возможности купить топливо непосредственно на Омском НПЗ – совершенно непонятно. Технически это вполне возможно.
Трейдерам, работающим в дальних регионах (на Сахалине, например), ОАО «Газпром» отправляет моторное топливо, выкатывая им железнодорожные цистерны непосредственно на станцию Комбинатская. Причем иногородние трейдеры покупают нефтепродукты Омского НПЗ по оптовой цене, которая значительно ниже, чем ОАО «Газпромнефть-Омск» отдает нам. То есть омские автозаправщики вынуждены не только платить дороже, но и получать нефтепродукты на нефтебазе, где бензовозы ОАО «Газпромнефть-Омск» обслуживаются без проблем, а наши бензовозы вынуждены простаивать по многу часов (ОАО «Газпромнефть-Омск», сокращая издержки, сократило заодно и ряд нефтебаз в Омской области).
Три года назад, после того как антимонопольный орган наказал ОАО «Газпромнефть-Омск» штрафом за установление монопольно высоких розничных цен в Омском регионе, стратегия монополиста стала более изощренной. ОАО «Газпромнефть-Омск» слегка понизило розничные цены, зато взлетели вверх оптовые цены, по которым «дочка» ОАО «Газпром нефть» продает продукцию нам. Общеизвестный факт, что труба – это самый дешевый способ транспортировки нефтепродуктов. Но не в нашем случае. В Омске в момент прохождения нефтепродуктов через участок трубы в несколько сотен метров, соединяющий Омский НПЗ и нефтебазу ОАО «Газпромнефть-Омск», нефтепродукты чудесным образом дорожают, по нашей информации, на 4 — 5 тысяч рублей за тонну. Естественно, когда потом на такую «специальную» оптовую цену сбытовое подразделение устанавливает еще мелкооптовую наценку, чтобы продать нефтепродукты с нефтебазы нам, независимым АЗС, то наша розничная наценка будет по объективным причинам минимальной.
Сегодня разница между мелкооптовой ценой, по которой нефтепродукты отпускаются независимым АЗС, и розничной ценой на АЗС монополиста – порядка 8 -1 2%. При этом на своих АЗС компания «Газпромнефть-Омск» использует еще и так называемые программы лояльности, участники которых могут получать скидки до 5 — 11%, в итоге цена литра бензина на АЗС практически выравнивается с ценой, по которой мы приобретаем бензин на нефтебазе. Поскольку мы не можем продавать нефтепродукты дороже, чем на фирменных заправках ОАО «Газпромнефть-Омск», мы лишены возможности работать рентабельно. Мы, конечно, задавали вопросы антимонопольным органам, как нам конкурировать с ОАО «Газпромнефть-Омск» в такой ситуации, и почему дочерняя структура ОАО «Газпром нефть» так дорого продает нефтепродукты независимым АЗС, но в ответ получили многозначительное молчание. Мол, вы же сами понимаете. Мы-то, конечно, понимаем, что методы конкурентной борьбы могут быть разными, но о какой конкуренции можно говорить в данном случае – не понимаем.
У любого бизнеса есть издержки. Это азбучные истины. Нам нужно оплачивать электроэнергию, тепло, услуги по инкассации, производить своевременный ремонт, платить налоги, поддерживать безопасность АЗС. На независимых АЗС работают омичи, которые получают заработную плату. А таковых немало – порядка двух тысяч человек. Если ОАО «Газпромнефть-Омск» платит своим работникам от 15 до 50 тысяч рублей, то наши работники едва сводят концы с концами, зарабатывая в месяц по 7 тысяч рублей. Мы бы и рады платить своим работникам больше, но не можем этого сделать физически из-за низких объемов продаж и сверхнизкой рентабельности. Наши сегодняшние издержки намного превышают прибыль от продажи нефтепродуктов. Чтобы АЗС отработала хотя бы в ноль, розничная наценка на нефтепродукты должна быть не менее 15%.
В последние несколько лет нам элементарно не хватает средств для поддержания своих АЗС в нормальном техническом состоянии. Независимые АЗС стремительно ветшают, сегодня многие из них выглядят на фоне АЗС компании «Газпромнефть-Омск» старыми лачугами. Мы обращались со своими проблемами ко всем уровням власти. Обращались к Владимиру ПУТИНУ, Дмитрию МЕДВЕДЕВУ, депутатам Госдумы РФ. Но все отправляют нас по известному адресу – в Федеральную антимонопольную службу России. А борцы с монополизмом всегда отвечают бодро: наблюдаем, мол, за ситуацией, выдаем монополисту предписания, назначаем ему штрафы, контролируем уровень розничных цен.
Нас уверяют, что ФАС России регулярно принимает меры антимонопольного воздействия к нарушителям ФЗ «О защите конкуренции», рассматривает большое количество антимонопольных дел как на региональных рынках, так и на федеральном уровне в отношении вертикально-интегрированных компаний, по результатам которых нарушители уже заплатили штрафов на 15 млрд рублей. Нам говорят, что ряд дел о защите конкуренции возбуждало против ОАО «Газпромнефть-Омск» (и выиграло в судах) Омское УФАС России. Вот только ситуация на омском рынке розничной продажи нефтепродуктов, как ни странно, не меняется. Независимые АЗС, которые по всем законам конкуренции должны сдерживать непомерные аппетиты монополиста, по-прежнему в загоне. Участились случаи, когда «Газпромнефть-Омск» отказывается отпускать топливо независимым автозаправщикам, урезает объемы.
Мы не требуем для себя особых условий, привилегий или государственной финансовой поддержки. Мы хотим, чтобы правила игры на омском рынке не отличались от общемировых, а у независимых автозаправщиков были равные условия с монополистом. Чтобы конкуренция на омском рынке была не бумажной, а реальной, у нас должна быть возможность закупа нефтепродуктов на тех же условиях, как у ОАО «Газпромнефть-Омск». В конечном итоге от этого выиграли бы все автомобилисты Омской области. Они могли бы покупать бензин по реальной рыночной цене, а не по псевдорыночной, которую диктует монополист. И тогда у омских автомобилистов не было бы повода удивляться, почему АИ-98 на омских АЗС стоит 28,8 рубля, а на Алтае, где нет НПЗ, этот же бензин продается за 26 рублей.
Сейчас в Омском УФАС России по нашему обращению идет антимонопольное разбирательство, которое началось еще в декабре 2011 года. Очередное заседание назначено на 27 июля. Но нам уже давно понятно, что никакого вразумительного решения омский антимонопольный орган опять не примет. Нельзя сказать, что УФАС России по Омской области ничего не делает вообще. Но очевидно, что его действия не достигают цели, так как монополист наказывается за уже совершенные действия, а главная задача ФАС – предупреждение недобросовестной конкуренции. Почему антимонопольный орган не использует такую возможность, например, как принудительное разделение монополиста?
Управление могло бы обратиться в суд с требованием о разделении бизнеса ОАО «Газпромнефть-Омск» на оптовую и розничную составляющие, как это делают антимонопольные органы во всем мире. Как гласит статья 38 закона «О защите конкуренции», «в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций».
Но Омское УФАС России не хочет пользоваться всем спектром возможностей, который предоставлен ему федеральным законодательством. И ОАО «Газпром» не желает посмотреть на омскую ситуацию под другим углом. Между тем реальная конкуренция на омском рынке, мы в этом уверены на 100%, была бы выгодна и ОАО «Газпром», поскольку общие объемы продаж нефтепродуктов на омском рынке однозначно бы выросли. Но решительные шаги, видимо, будут сделаны потом, когда независимые АЗС в Омской области перестанут существовать, а все автомобилисты окончательно забудут, что такое рыночная конкуренция на рынке нефтепродуктов, при которой нет нужды в постоянных вмешательствах государственных контролирующих органов и длительных судебных процессах с монополистами. И вот тогда антимонопольные органы скажут: «Да, как-то нехорошо получилось».
С уважением
директор ООО «Селена» А.Н. МИХАЛЬКОВ
директор ООО «Гиацинт-М»А.А. ТАРАННИКОВ
директор ООО «Октан 2000»А.Н. МИХАЙЛОВ
ИП МАСЛОВСКИЙ А.Г. А.Г. МАСЛОВСКИЙ
директор ООО «Модус» Т.В. ВАСИЛЮК
директор ООО «ОсОйл» Д.А. ОСОВСКИЙ
Нет Комментариев