Компания «Интерторг» продал субфраншизу бренда SPAR сети автозаправочных станций «Фаэтон». До конца года супермаркеты SPAR Express откроются на 10 автозаправках оператора. В условиях снижения доходности топливного бизнеса операторы АЗС ищут альтернативные способы привлечь покупателей и нарастить доходность, комментируют эксперты.
Приучить к покупкам на АЗС
Договор субфранчайзинга «Интерторг» заключил с ООО «Автозаботливаястанция» (ООО «АЗС»), которая ведет операционную деятельность «Фаэтона». Первый супермаркет SPAR Express откроется через неделю при АЗС «Фаэтон» на Киевском шоссе, сообщили стороны сделки. До конца года планируется открыть еще 10 таких супермаркетов, рассказали в сети «Фаэтон» (насчитывает 23 АЗС «Фаэтон» и 8 «Аэро» в Петербурге). Для «Интерторга» это уже четвертый партнер-субфранчайзи.
«За счет бренда SPAR мы хотим переориентировать клиентов на покупки у нас. Не секрет, что сейчас ни у кого нет привычки покупать продукты на АЗС, есть ощущение дороговизны предложения. Мы хотим переломить это мнение», — говорит Николай Королев, директор по маркетингу топливной сети «Фаэтон», компания рассматривала и других продавцов франшизы на продовольственный магазин.
Ассортимент магазинов при АЗС будет увеличен с 800 до 2 тыс. наименований за счет расширения в два-три раза категории гастрономии и добавления фруктов, овощей, молока, хлеба, колбас, сыра, заморозки. То есть от продаж товаров импульсного спроса «Фаэтон» перейдет к продуктам первой необходимости. По замыслу владельцев сети, средний чек составит не менее 500 руб. Общая площадь первого супермаркета составит 618,9 кв. м, торговая — 439,3 кв. м.
В «Интерторге» отмечают, что благодаря его логистическим мощностям сотрудничество позволит закупать товары по низким ценам, увеличить конкурентоспособность и, как следствие, прибыльность бизнеса. Кроме того, новый партнер «ТД Интерторг» получит представление о технологиях работ и логистике, которые оптимальны для региона.
Передали АЗС имя и опыт
«Интерторг» начал продавать субфраншизу с января на территории Москвы, Московской области, Петербурга, Ленобласти и других регионов Северо-Запада. Вместе с «Фаэтоном» у компании уже четыре партнера-фубфранчайзи, это несетевые розничные магазины. Сумму контракта «Фаэтон» и «Интерторг» не раскрывают, но «Интерторг» указывает, что продает субфраншизу на условиях процента от оборота.
Как ожидают в компании «Интерторг», совокупное количество франчайзи не будет превышать 10% от оборота собственной сети. «Нам не важно количество партнеров — основное это соблюдение стандартов», — указал представитель компании. — Для нас субфраншиза — это возможность интенсивного масштабирования успешного мирового опыта SPAR International по развитию «кооперативных» взаимоотношений с партнерами».
Эксперимент для обеих сторон
В Петербурге первым примером совместной работы АЗС и продовольственной сети было сотрудничество АЗС «Газпром нефть» и Stopexpress. Сейчас в Санкт-Петербурге действует 21 магазин Stopexpress при АЗС, а в Москве — 20. Летом возможность открытия продовольственных магазинов на территории АЗС обсуждали розничная сеть «Магнит» и «Лукойл», пилотные проекты работают в Краснодарском крае.
«Это интересный эксперимент для обеих сторон, любопытно, как «Интерторг» адаптируется к работе в новом для себя формате и сможет ли «Фаэтон» заработать на магазине», — говорит Александр Кузьмин, генеральный директор «РусХОЛТС/Retail&HoReCa». Он напоминает, что до сих пор торговать категорией fresh на АЗС в России не удавалось никому: «Тот же Stopexpress работает с традиционным набором товаров с длительными сроками хранения. На словах многие готовы делать покупки продуктов на АЗС, но на деле это лишком большие риски. Интересно, кто будет платить за списания, они будут большими».
Ранее Александр Кузьмин прогнозировал, что клиентский трафик будет падать вслед за ростом цен на топливо, а значит, владельцам АЗС придется думать о повышении качества услуг, об усилении направления нетопливных продаж.
Справка
ТД «Интерторг» купил франшизу на развитие сети SPAR на Северо-Западе и в Московском регионе у нидерландской Spar International в 2011 году. Сегодня в управлении компании находятся более 280 универсамов «Народная 7Я семьЯ» и 190 супермаркетов SPAR. Оборот ООО «ТД «Интерторг» в 2017 году составил 74,5 млрд руб., согласно данным «СПАРК», чистая прибыль — 1 млрд руб.
ООО «Автозаботливаястанция» (ООО «АЗС») принадлежит Владимиру Бархатову. Судя по данным СПАРК, он выходец из тверского подразделения «Фаэтон-Агро» (занимал пост гендиректора «Фаэтон-Агро Зубцов» в 2008 году и «Фаэтон-Агро Тверь» в 2009 году). Оборот ООО «АЗС» в 2017 году составил 1 млрд руб. Чистая прибыль за тот же период — 4,95 млн руб.
Агроподразделение, как и топливный бизнес, входило в состав холдинга «Фаэтон» братьев Михаила и Сергея Снопоков, который с 2009 года проходит процедуру банкротства.
Нет Комментариев