ФАС признала: ВИНКи завышают цены на дизтопливо и авиа-

керосин
Начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий
Махонин 6 июля раскритиковал нефтяные компании за рекордно
высокие премии внутреннего рынка по дизельному топливу и авиаке-
росину, которые держатся уже почти 4 месяца, и пригрозил произво-
дителям разбирательством.

«Ситуация ненормальная, когда у нас внутренний рынок более
премиальный, но тем не менее снижение экспорта не происходит.
Эти нелогичные экономические действия подпадают под требование
закона о защите конкуренции… Мы на следующей неделе собираем
нефтяные компании, готовим соответствующие материалы», — ска-
зал Дмитрий Махонин в интервью Рейтер.

«У нас законодательство предусматривает несколько вариантов
развития событий: предотвратить нарушения и указать на несоот-
ветствие компаниям, если эти предупреждения и указания не будут
действенны, то дальше по закону нам надлежит предпринимать ме-
ры антимонопольного реагирования в виде выдачи предупреждений,
в виде возбуждения антимонопольных дел», — добавил Махонин.
В январе–мае 2017 года нефтяные компании сократили поставки
дизельного топлива на внутренний рынок почти на 2% и увеличили
экспорт товара более чем на 5%. Из-за сокращения предложения
заводского дизтоплива в 2017 году снова выросла переработка сы-
рья на мини-НПЗ и предложение различных заменителей ДТ.
По расчетам «Аналитики товарных рынков», в отдельные периоды
текущего года премия внутреннего рынка по дизтопливу для НПЗ
европейской части России превышала 6000 руб/т, а для сибирских за-
водов она стабильно выше 10000 руб/т. Премия внутреннего рынка по
авиакеросину также держится выше 10000 руб/т.

Средний экспортный паритет для самарского дизтоплива с 20 ап-
реля по 13 июля составил 31800 руб/т, а средняя биржевая цена этого
же товара — примерно 35610 руб/т. Таким образом, последние 3 меся-
ца нефтяные компании завышали цену дизельного топлива на рынке
европейской части России почти на 4000 руб/т.

В России ежемесячно потребляется около 3 млн т дизельного топ-
лива. Учитывая, что для удаленных от Центральной России НПЗ в
Поволжье и Сибири премии внутреннего рынка были гораздо выше,
дополнительную выручку нефтяных компаний от завышения внут-
ренних цен можно оценить как минимум в 12 млрд руб.

Протокол Биржевого комитета, который состоялся 5 июля, подпи-
сан заместителем руководителя ФАС России Анатолием Голомолзи-
ным и отражает недовольство ведомства ситуацией на топливном
рынке. В частности, ФАС России обращает внимание на сокращение
объемов реализации автобензина на внутренний рынок РФ и на пре-
миальность российского рынка авиакеросина. Кроме того, служба
отметила продолжающийся существенный рост биржевых индексов
для авиакеросина и сохранение существенной разницы между бир-
жевыми и внебиржевыми индексами.

В прошлую среду Биржевой комитет также проводил Анатолий
Голомолзин. Участники рынка восприняли это в качестве еще одного
подтверждения пристального внимания к ситуации на рынке со сто-
роны ФАС России.

Ситуация с ценами на нефтепродукты уже обсуждается на всех
уровнях: в конце прошлой недели президент РФ Владимир Путин
также высказался на эту тему.

«Ни в коем случае нельзя позволять производителям, про-
давцам и посредникам задирать цены, и это совершенно оче-
видно, они должны быть экономически обоснованы», — сказал
Владимир Путин на встрече с работниками Лебединского ГОК.
«Но искусственно занижать их тоже нецелесообразно и даже
вредно в конечном итоге для экономики в целом», — добавил
президент.

 

Как минимизировать влияние монополистов на конъюнк-
туру рынка?
Сложившаяся ситуация абсурдна не только и не столько
из-за размера премий по дизтопливу и авиакеросину. В конце
концов на российском рынке периодически бывают значитель-
ные премии по тому или другому виду топлива. Парадоксаль-
ность в том, что премии держатся месяцами, тем не менее от-
грузки нефтепродуктов на внутренний рынок не растут.
Нефтяные компании на внутреннем рынке предпочитают из-
влекать сверхприбыли непосредственно из карманов автомо-
билистов, авиапассажиров и бизнеса, пользуясь своей верти-
кальной интеграцией и контролем над торговыми потоками
нефтепродуктов. К слову, США с похожими проявлениями мо-
нополизма успешно справились более 100 лет назад. Но по-
скольку повторение истории Standard Oil в российской действи-
тельности невозможно, следует искать другие подходы к реше-
нию этой проблемы.

 

Повысить нормативы биржевых продаж
Во-первых, необходимо признать, что нефтяные компании
смогли зафиксировать сверхвысокие премии внутреннего рын-
ка по авиакеросину и дизтопливу во многом из-за недостатков
нормативной базы. В настоящее время доминирующие субъек-
ты обязаны продавать на биржевых торгах по 10% производи-
мого автобензина и авиакеросина и 5% дизтоплива.
Нефтяные компании в целом по году перевыполняют эти нор-
мативы. Однако если ВИНКам нужно предотвратить снижение
или заставить расти биржевые цены, они сокращают продажи
нефтепродуктов до минимумов в рамках Совместного приказа.
В результате этих действий нефтяников на топливном рынке
длится череда скандалов, связанных с нехваткой товара на
бирже, завышением оптовых цен и удручающе низкой маржи-
нальной доходностью независимых АЗС.
Как показывает практика, нефтяные компании полностью
управляют динамикой оптовых цен, продавая на бирже и 10%,
и 20% производимых нефтепродуктов. В этой связи нормативы

продаж моторных топлив следует многократно повысить, что-
бы лишить производителей возможности управлять ценами.
Это вернет биржевое ценообразование в рыночное русло, и
биржа начнет генерировать объективные индикаторы, неиска-
женные руками «манипуляторов» в ВИНКах.

 

Упростить разворот на внутренний рынок экспортируе-
мых нефтепродуктов
Сложившаяся на внутреннем рынке ситуация показала, что
нефтяные компании экспортируют избыточные объемы
нефтепродуктов, завышая внутренние цены и нанося тем са-
мым ущерб российским потребителям и экономике страны в
целом. В этой связи на бирже необходимо развивать торговлю
экспортными объемами нефтепродуктов с возможностью их
разворота на внутренний рынок.

Для этого следует установить нормативы биржевых продаж
для экспортируемых нефтепродуктов. Процент от производ-
ства может быть примерно в 2 раза выше, чем существующие
нормативы в рамках Совместного приказа. В этом случае
нефтяные компании будут обязаны продавать в экспортном
стакане 20% производимого дизельного топлива.

Торговля нефтепродуктами в экспортном стакане должна
происходить на «воротах НПЗ» в анонимном и безадресном
режиме. Размер биржевого лота должен быть таким же, как
при торговле нефтепродуктами с поставкой на внутренний
рынок. Покупатель товара в экспортном стакане должен иметь
право выбора направления отгрузки (на внутренний рынок или
на экспорт). Цена товара в экспортном стакане будет в долла-
рах и без российских налогов. Если покупатель примет реше-
ние направить товар на внутренний рынок, он будет обязан
заплатить НДС и акциз.

Появление экспортного стакана расставит точки над «i».
Когда нефтяные компании начнут «клеить» сделки с зарубеж-
ными контрагентами по нетипично низким для внутреннего
рынка ценам, российские участники торгов смогут перехватить
часть этих объемов и направить их на рынок РФ. Независи-
мые трейдеры таким образом выполнят задачу по насыщению
товаром российского рынка, с которой не справляются соци-
ально-ответственные нефтяные компании. В свою очередь,
ФАС и ФНС смогут задать неприятные вопросы производите-
лям нефтепродуктов — у обеих служб появится очень инте-
ресная фактура.

Позитивным итогом сложившейся на рынке дизтоплива и
авиакеросина ситуации является надежда на то, что будет
найдено решение, которое сделает ценообразование более
объективным и менее подверженным влиянию нефтяных ком-
паний.