Торговля продуктами питания через интернет набирает популярность в России. За последний год, многие федеральные сети тестировали проекты по доставке продуктов питания на дом и интегрировали этот новый вид деятельности в свои привычные бизнес-процессы. Интересно, что все чаще интернет-магазины открывают и региональные продуктовые сети в таких крупных городах как Нижний Новгород, Пермь, Волгоград, Ижевск. При этом величина среднего чека у региональных проектов впечатляет — около 2300 руб. Из чего складывается такая внушительная сумма чека, в каких городах стоит открываться, кто уже запустил свой интернет-магазин, а кто отказался от проекта и почему — читайте в материале.
Один из первых продуктовых ритейлеров, кто запустил E-Grocery проект, стала сеть продуктовых супермаркетов «О’КЕЙ». Для компании это была скорее возможность выделиться среди конкурентов, создав новый сервис. Тогда, в 2015 году, «О’КЕЙ» предлагал заехать за онлайн-заказом в пункт выдачи в Москве. По такой же системе, drive-in, работает французская сеть Auchan. Позже «О’КЕЙ» перешел на доставку, самую популярную для России бизнес-модель. Путь доставки выбирают для себя и британские сети, яркий пример — TESCO, крупнейший ритейлер страны, который работает в онлайн-торговле несколько десятилетий.
Вопрос выбора бизнес-модели тесно связан с инфраструктурными различиями и особенностями потребительского поведения: к примеру, количество населения в Париже (около 2 млн человек) меньше, чем в Москве (около 12 млн чел). При этом большая часть граждан Франции живет за пределами крупных городов, им удобна система получения заказов через пункты выдачи. В Москве люди не только работают, но и живут, поэтому здесь востребована модель доставки заказа на дом. Вслед за сетью «О’КЕЙ», подобные проекты начали тестировать «Азбука Вкуса», «Глобус Гурме», ГК«Дикси», Х5 Retail Group, открыв интернет- магазин на базе сети «Перекресток». Тем не менее, рынок доставки продуктов на дом остается перспективным и малоосвоенным, там есть возможность занять свою нишу и побороться за покупателя.
Четверка смелых
Параллельно с федеральными сетями, свои онлайн-проекты стали открывать региональные ритейлеры. Для них, открытие интернет-магазина — это скорее возможность предложить дополнительную услугу, увеличить радиус воздействия на покупателя и повысить лояльности уже существующего клиента. Теперь, открывая магазин, не нужно ждать, что покупатель придет сам, можно доносить до населения информацию о товарах посредством информационных технологий, а, значит, появляется возможность «завоевать» клиента быстрее, создав дополнительное конкурентное преимущество.
Один из таких проектов, «Спар-онлайн», открыл в Нижнем Новгороде один из партнеров голландской сети SPAR, компания ООО «Спар Миддл Волга».
Работа интернет-магазина осуществляется на базе двух торговых точек формата EUROSPAR. На сайте my-Spar.ru жители города могут заказать доставку продуктов и FMCG товаров, всего около 10 тыс. наименований. Заказ обещают доставить в течение 2 часов, 6 дней в неделю, кроме воскресенья, товары в сумме от 4 тыс. рублей привезут бесплатно. При этом средний чек в интернет-магазине — 2500 рублей, что в 8–10 раз выше, чем в офлайновом магазине сети (300–400 рублей), сообщает нижегородский РБК со ссылкой на генерального директора «Спар-онлайн» Юлию Горяеву. Такая впечатляющая сумма среднего чека складывается из общего объема заказа, в среднем это около 20 кг продуктов, или 25–28 позиций, что превышает привычную покупку в офлайновом магазине. Стоит отметить, что среди российских городов сеть SPAR активнее всего развивается именно в Нижегородской области, — считает Екатерина Гресс, генеральный директор компании «IDEM — консультанты по торговой недвижимости». Успех сети она связывает с заслугами владельца франшизы Альберта Гусева, председателя совета директоров компании. Всего в рамках франчайзингового проекта ООО «Спар Миддл Волга» управляет 136 супермаркетами формата SPAR, EUROSPAR, SPAR EXPRESS.
Проект «Спар-онлайн» может стать одним из самых известных и успешных, по мнению Мстислава Воскресенского, основателя консалтингового агентства «Директфуд», автора книги «Как продавать продукты в Рунете. Решения для розничной сети». Специалист уточняет, что реализацией проекта занимается ООО «Сладкая жизнь», один из крупнейших дистрибьюторов питания в Приволжском федеральном округе.
Удобный сервис для своих покупателей предлагает также франчайзинговая сеть SPAR в Ижевске. Покупки доставят покупателю домой, если человек зашел в офлайновый магазин сети и купил товары от 3 тыс. рублей. В 2016 году сеть расширила спектр услуг и открыла интернет-магазин с доставкой из двух магазинов SPAR. Товары можно заказать на 901901.ru или по телефону. Средний чек в интернет-магазине — 2250 рублей, компания обрабатывает около 60 заказов ежедневно, бесплатная доставка от 1500 рублей. В настоящий момент, торговая группа «Ижтрейдинг», которой принадлежат несколько франчайзинговых магазинов сети SPAR в Ижевске, управляет также 72 магазинами в Удмуртской Республике, под товарными знаками «Три банана», «Ижтрейдинг», «Миндаль» и «Экстра». Между тем, по данным Мстислава Воскресенского, результаты по интернет-магазину SPAR в Ижевске довольно слабые из-за малого количества повторных заказов. Конкретные цифры специалист не приводит, ссылаясь на закрытую информацию по сети, но уточняет, что основная проблема данного проекта — довольно высокие показатели по out-of-stock, когда товарных позиций фактически нет в наличии, хотя на сайте ритейлера они представлены. Кроме того, в Ижевске спрос на услугу по доставке продуктов сам по себе небольшой, отмечает специалист, ведь целевая аудитория подобного рода сервисов сосредоточена в городах-миллионниках с соответствующим темпом жизни и уровнем дохода.
Еще один онлайн-проект открыла крупная региональная сеть «Семья» в Перми: с марта 2016 года, жители города могут заказать продукты и FMCG товары в интернет-магазине с доставкой на дом. Интересно, что непрофильные для ритейлера бизнес-процессы — услуги по комплектации, доставке заказов, а также работу программного обеспечения (вебсайт, приложение для смартфонов и пр.) «Семья» отдала на аутсорсинг компании ООО «Домой Доставим». С экономической точки зрения, именно сбор заказа и его доставка — самые затратные части проекта, которые «съедают» размер маржи, делая бизнес малоприбыльным, — считает Ростислав Хоменко, эксперт по рынку розничной торговли Brain&Company. Средний чек в интернет-магазине — 2750 рублей, компания обрабатывает около 1000 заказов в месяц (в среднем 30-40 ежедневно). Заказать можно на semya.ru, бесплатно доставят от 2 тыс. рублей. Сбор заказов осуществляется в магазине «Семья» формата гипермаркета. Интересно, что для подбора и сортировки товара используется специальное программное обеспечение, а в качестве аппаратной части — планшет, который крепится к продуктовой тележке. Программа сводит к минимуму ошибки по вине человеческого фактора, например, смешение товаров, что позволяет существенно ускорить процесс комплектации заказа.
«До текущего времени проектов было много, но ни у кого не получилось выстроить модель, которая покажет выгодную экономику», — рассказывает Юрий Грицюк, директор ООО «Домой Доставим». Специалист считает, что E-Grocery находится на пороге бурного роста и в скором времени «взлетит», как это было в свое время с рынками одежды, обуви и электроники. В состав «Семьи» входят 78 магазинов, 64 из которых расположены в Перми, и 14 — в городах Пермского края. Владельцем сети является Управляющая компания «ЭКС». В 2017 годау пермская сеть «Семья» заявила о намерениях к концу года увеличить количество магазинов до 100, совершив экспансию в соседние регионы, сообщает РБК со ссылкой на директора сети «Семья» Антона Беловецкого.
Крупнейший ритейлер в южном федеральном округе, торговая сеть «Покупочка», в марте 2017 года запустила доставку еды на дом по Волгограду. При этом обработку онлайн-заказов, «Покупочка», наряду с пермской сетью «Семья», отдала своему партнеру, компании «Вам-онлайн».
Компания работает по системе дропшиппинга («dropshipping»), при которой сбор и доставка заказа осуществляется из ближайшего к покупателю магазина «Покупочка» после предварительной безналичной оплаты на сайте. Минимальная сумма заказа — 1500 руб. рассчитывалась исходя из стоимости потребительской корзины по области. Средний чек интернет-магазина — 1750 рублей, в сутки компания обрабатывает около 30-50 заказов, рассказывает Елена Коростелева, директор ООО «Сервис Траст», которому принадлежит сервис.
Высокую скорость доставки, около 1 часа, компания считает одним из своих главных преимуществ. Продукты через vamproducts.ru заказывают не только жители города, но и покупатели из других регионов, к примеру для своих пожилых родственников, проживающих в зоне покрытия сервиса — Волгограде, Волгоградской области, Астрахани и Астраханской области. До конца лета компания планирует охватить регионы присутствия ритейлера — Ростовскую область, Ставропольский край и чуть позже Калмыкию. Сеть магазинов «Покупочка» принадлежит ООО «Тамерлан».
Напомним, что до 2011 года ГК «Тамерлан» развивала по франчайзингу сеть магазинов «Пятерочка». После прекращения действия договора франшизы, торговые точки были переименованы в магазины «Покупочка».
Сдерживающий фактор
Основное препятствие для российских ритейлеров — отсутствие опыта в открытии такого рода проектов, считает Мстислав Воскресенский. К примеру, открывая офлановый магазин, руководство сетей может посчитать, когда окупятся затраты и можно будет получать прибыль. В то время как интернет-магазин — это новая, неосвоенная территория, а значит более рисковая инвестиция, хотя точка безубыточности, по словам специалиста, наступает в среднем через 6 месяцев. Об окупаемости можно говорить через 2 года после запуска интернет-магазина.
Так сеть супермаркетов домашней еды «Бахетле» планировала открытие, но в последний момент отказалась от идеи интернет-магазина с доставкой по Казани. Причины отказа Мстислав Воскресенский не комментирует, но озвучивает примерный инвестиционный бюджет проекта — около 30 млн рублей. Можно предположить, что сеть переживает непростые времена: в 2016 год «Бахетле» закрыл свой единственный магазин в Нижнем Новгороде в ТЦ «Фестиваль». Возможные причины закрытия — высокий уровень конкуренции в городе со стороны сети SPAR, сложившийся имидж «дорогого» супермаркета, а также невыгодное местоположение (в том же ТЦ работают магазины «Лента» и «Ашан»), комментирует Екатерина Гресс, генеральный директор компании «IDEM — консультанты по торговой недвижимости» порталу DK.RU. Кроме этого, откладывается строительство гипермаркета «Бахетле» рядом с деревней Усады под Казанью, который должен был открыться весной 2016 года. Причину заморозки проекта компания не называет. Сеть супермаркетов «Бахетле» управляет 28 магазинами и специализируется на традиционных татарских блюдах, сладостях, а также собственном производстве домашней еды и выпечки. Магазины сети представлены в Казани, Москве, Набережных Челнах, Нижнекамске и в Иннополисе.
Два краеугольных камня e-grocery — грамотный подбор товара и проблема с out-of-stock.
Грамотный подбор товара. Покупателю всегда кажется, что только ему мясо досталось с костью, выражаясь словами Дмитрия Лебедева, бывшего исполнительного директора интернет-гипермаркета «Утконос». Секретом успеха делятся в британском «TESCO» — собирать заказ так, как будто выбираешь товары для своей семьи.
Второй важный фактор — грамотная работа с out-of-stock. Допустимый процент отсутствия товара на полке (его называют «мерцанием»), чтобы показывать хороший сервис, — до 5%, отмечает Мстислав Воскресенский. Соответственно в торговом зале при сборе заказов «мерцание» может достигать 30% и более, если не перестроить бизнес-процессы. При этом руководство магазинов ошибочно полагает, что покупатели стерпят полупустые полки. С другой стороны, перестройка товарного учета — это существенные финансовые затраты. В «Азбуке Вкуса» вопрос «мерцания» в торговых залах решили созданием склада для сбора интернет-заказов.
«Открытие региональными сетями онлайн-магазинов — это ответ на действие, а может даже предупреждение действий федеральных сетей. Потому что федералы, однозначно, в течение ближайших лет, откроют свои интернет-магазины: уже половина открыла, и вторая половина откроет», — считает Мстислав Воскресенский. В качестве подтверждения своих слов, специалист приводит данные аналитиков компании Danone, которые заявляют, что к 2023 году, до 50% продуктов и FMCG товаров, в некоторых категориях, уйдут в интернет. Эта тенденция применима к городам миллионникам, но постепенно дойдёт и до регионов. Если торговые сети не среагируют на трансформацию рынка, то, скорее всего, потеряют клиента.
Нет Комментариев