«За 6 лет мы прошли путь, на который многие страны тратили десятилетия», «мы преодолели порог в 70 лет, который, как считают демографы, отделяют развивающиеся страны от более развитых стран. Это качественный скачок», «наша промышленность выстояла, не рухнула на пике кризиса 2014-2015 гг.», «расширяется доступ малого и среднего бизнеса к деньгам», «никогда еще государство не уделяло столько внимания Сибири и Дальнему Востоку»… — это все недавний отчет Дмитрия Анатольевича Медведева Государственной Думе РФ, оцененный ее председателем как «фундаментальный».


В выступлении Дмитрия Анатольевича показана прекрасная страна с изумительно профессиональным правительством, — в которой не происходит обезлюживания территорий, вымирания населения, прекратилась утечка научных кадров, зависимость страны от иностранных технологий и продукции, имеется иммунитет к финансовым кризисам и санкциям, ударную помощь от государства получает малый бизнес и сельчане, эффективны майские указы президента и программы расселения аварийного и ветхого жилья и т.д. и т.п…

Так действительно ли за 6 лет достигнуты «новые вершины» или все-таки разверзлись очередные «зияющие бездны» манипуляций, вранья и цинизма? Судите сами, дорогие читатели.


Д.А.Медведев, председатель Правительства Российской Федерации:

Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Вячеслав Викторович, Валентина Ивановна!

В этом году отчет правительства особенный, по многим причинам, во‑первых, глава исполнительной власти страны выступает перед парламентом в десятый раз, я считаю, что традиция представлять отчет Государственной Думе, которая когда-то была заложена в 2008 г., напомню помогает правительству точнее оценить результаты своей работы, лучше планировать следующие шаги, ну и конечно, разъясняет позицию правительства по самым разным вопросам жизни страны.

Самое главное, что этот отчет делает наше с вами взаимодействие более эффективным. Могу говорить об этом с полным основанием как председатель правительства, который проработал самый долгий, самый длительный срок в истории современной России. Мы с депутатами Государственной Думы и шестого, и седьмого созывов решали сложнейшие задачи по развитию страны, находили оптимальные выходы из самых непростых ситуаций, их действительно было очень много. И все, что я сегодня буду говорить от этой трибуны, прошу всех приготовиться, это не очень короткое выступление, но это результат нашего с вами общего труда. За прошедшие шесть лет законами стали свыше полутора тысяч инициатив, которые подготовило правительство. И я хотел бы поблагодарить весь депутатский корпус за эту совместную работу.

Ну, отчет правительства — это обычно подведение итогов работы за год, но с учетом того, что это особый отчет, о чем я сказал, сегодня, наверное, недостаточно говорить только об этом. Страна выбрала президента, 7 мая, после вступления в должность правительство в соответствии с Конституцией сложит свои полномочия, поэтому это последний отчет его нынешнего состава. Поэтому я считаю важным вспомнить все шесть лет работы, какими они были, ну, и каковы результаты нашей деятельности.

Эти шесть лет, очевидно, абсолютно это не преувеличение, не фигура речи, были годами испытаний, испытаний на прочность нашей экономики. Никогда прежде за столь короткий период она не получала столько сильных ударов одновременно: это и мировой финансовый кризис, и обвал сырьевых рынков, и санкции, закрытие финансовых и технологических рынков. От таких шоков нет иммунитета у любой, даже самой здоровой экономики. А у нашей с ее структурными проблемами это ей грозило просто катастрофой.

Но мы не просто выжили, мы начали развиваться, как бы нам ни пытались помешать извне.

Эти шесть лет были также периодом избавления от иллюзий, скажем прямо, иллюзий о наших партнерах. Сотрудничество ведь всегда выгоднее, чем конфронтация в экономике, в культуре, в борьбе с общими угрозами. Такая логика партнерства нам представляется всем очевидной. Но, к сожалению, это оказалось не так.

Вопреки здравому смыслу и в Америке, и в Европе нашей стране начали упорно навязывать роль врага и старались и стараются выдавить нас из мировой политики, мировых экономических отношений. Кстати, и последние решения администрации США в этой сфере — это попытка бороться с нами путем недобросовестной конкуренции, ограничивать наше развитие, создавать напряжение в экономике, на валютном, на фондовом рынке. Нет сомнения, что мы с этим давлением справимся, мы уже научились это делать и обратим в конечном счете все эти действия на пользу нашей собственной экономике, нашему собственному экономическому развитию, но не забудем тех, кто продолжает эту антироссийскую политику, тех, кто вредит нашей стране.

Но хорошо и то, что сценарий сегодняшнего глобального развития пишут не только вот такие силы. Интеграцию и сотрудничество с Россией успешно развивают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, евразийского пространства. Один только ЕврАзЭС — это сегодня 180 миллионов человек. Это другая реальность, и с ней сегодня тоже все вынуждены считаться.

Эти шесть лет были также годами открытия самих себя, открытия новых возможностей. Мы осознали, что должны быть гораздо более самодостаточными. И на промышленной продукции все чаще написано: «сделано в России» и, что самое главное, сделано хорошо.

Мы вернули себе статус ведущей аграрной державы, наш хлеб покупают по всему миру так же, как и российский софт, который на России создает основу для цифровой экономики. Мы защищали и защитили свой дом от террористов, остановив превращение Ближнего Востока в глобальный террористический лагерь. Таким образом, мы научились превращать вызовы в стимулы нашего развития.

Это были 6 лет покорения новых вершин. Мы подготовили и отлично провели Летнюю Универсиаду, Кубок конфедераций, но главное — зимнюю Олимпиаду и Паралимпиаду. Мы гордимся этими соревнованиями и нашими атлетами. Мы быстрее всех за эти годы выросли в рейтинге делового сообщества Doing Business. Наши ребята начали участвовать в соревнованиях WorldSkills профессионального мастерства совсем недавно и уже заняли 1 место, а в мировых олимпиадах по многим предметам лидерами являются наши школьники и студенты.

Происходило освоение Арктики, и, конечно, в эти 6 лет Крым и Севастополь вернулись домой. Это событие, вне всякого сомнения, изменило страну, изменило мир и открыло новую главу в истории современной России. Эта глава началась с восстановления справедливости и большой и напряженной работы. И наша страна писала эту главу с огромной гордостью и с достоинством.

Буквально за 1 год Крым стал нашим не только на политической карте, но и в экономической, инфраструктурной и социальной системе нашей страны. Роман-Кош, Ай-Петри, Аю-Даг вновь стали вершинами Российской Федерации.

Ну и эти 6 лет были периодом большой стройки.

У нас сегодня слайды впервые используются, я проси бы на них тоже обращать внимание. Эта стройка была по всей стране.

Мы никогда раньше не возводили столько жилья, столько детских садов, столько школ, в городах ремонтируются дворы и парки, практически заново отстроен олимпийский Сочи, приводятся в порядок города, которые примут Чемпионат мира по футболу. Преобразились Владивосток, остров Русский, завершено строительство первой очереди космодрома «Восточный», спроектированный нами самолет МС-21 совершил первый опытный полет, практически возведен Керченский мост, идет модернизация БАМа и Транссиба, строится центральная кольцевая дорога, запущен западный скоростной диаметр в Петербурге, Московское центральное кольцо, по всей стране реконструируются морские и воздушные порты.

За 6 лет мы прошли путь, на который многие страны тратили десятилетия, десятилетия, причем в условиях, когда на них никто не давил, когда они были в свободном, спокойном состоянии, когда никто не пытался с помощью санкций и ограничений целенаправленно замедлить их развитие.

Все это было непросто, еще раз хочу сказать, мы справились, в этом никто из нас и не сомневался. Именно с таким настроем наша страна вступает и в новый период своего развития. И как показали итоги выборов и в Государственную Думу в 2016 г., и особенно президента в 2018 г., люди поддерживают этот курс — курс на развитие России, который мы все вместе реализовывали в течение шести лет.

Показатели, которые описывают, какими темпами движется страна, в каком состоянии находится экономика, их довольно много, но есть один индикатор, который является важнейшим, если хотите, таким синтетическим, характеризует всю картину жизни в государстве, в нашей стране — и то, как человек лечится, и что он ест, в каком доме живет, каким воздухом дышит, сколько денег зарабатывает. Этот индикатор — это продолжительность жизни. За истекшие 6 лет она выросла на 2,5 года. Сегодня продолжительность жизни в нашей стране, если брать период, за который, вообще, такого рода аналитика велась, рекордный — почти 73 года. Это, правда, средняя цифра, там тоже нужно понимать.

Мы преодолели порог в 70 лет, который, как считают демографы, отделяют развивающиеся страны от более развитых стран. Это качественный скачок, который позволил президенту поставить новую цель — к концу следующего десятилетия продолжительность жизни должна составить более 80 лет.

Конечно, решающий вклад в продолжительность жизни вносит медицина. Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, за 6 лет нам удалось снизить общую смертность на 6,8%, особенно от сердечно-сосудистых заболеваний, от туберкулеза. Именно на борьбе с ними мы и сосредоточились в рамках выполнения майских указов.

Была перестроена система экстренной помощи, создана сеть региональных сосудистых центров, отделения с самым современным оборудованием.

Результат. За 6 лет смертность от инсультов снизилась на 20%, от инфарктов на 17%.

Серьезно обновлен парк скорой помощи. Только в прошлом году в регионы было поставлено почти полторы тысячи новых автомобилей.

Второе. За 6 лет мы добились самой низкой за всю историю страны материнской и младенческой смертности: младенческая — снизилась на 35 почти процентов, материнская — на 36,5%.

Я думаю, все понимают, какой вклад в это внесли перинатальные центры. В них есть все, чтобы помогать мамам, новорожденным в самых трудных, в самых тяжелых случаях.

По программе «Строительство перинатальных центров» мы возвели 49 таких клиник, и, кстати сказать, продолжаем строить.

Мы подготовили программу по детским поликлиникам и детским поликлиническим отделениям в больницах. Я буду и в ходе доклада вкратце отвечать на те вопросы, которые представили уважаемые фракции, этим интересовались коллеги из «Единой России». Регионам на ближайшие три года мы выделяем из федерального бюджета по 10 миллиардов рублей в год.

В-третьих. Настоящий прорыв произошел в медицине высоких технологий.

Раньше в регионах мало кому удавалось сделать высокотехнологичную операцию. Нужно было ехать в Москву, в крупные города, а то вообще и просто за границу. Сейчас это можно сделать практически в любом областном центре. За 6 лет объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи выросли более, чем в два раза. Если в 2012 г. ее получали 450 тысяч человек, то в 2017 г. уже более миллиона человек. А я помню время, это было в 2006-м, в 2007 г., когда мы только начинали национальный проект по здравоохранению. Мы делали меньше 100 тысяч таких операций в год по стране. Это рост десятикратный за эти 10 лет. Количество медицинских организаций, где такую помощь оказывают, за это время выросло в три раза, сейчас это более тысячи медицинских учреждений.

В-четвертых. Мы принимаем меры, чтобы люди, которые живут в отдаленных районах, тоже без проблем получали медицинскую помощь. Об этом спрашивали коллеги из ЛДПР. У нас действует отдельный приоритетный проект по развитию санитарной авиации. И мы, естественно, будем его продолжать, потому что масштабы страны диктуют необходимость развития и этого вида медицинской помощи. Кстати, мы весьма продуктивно обсудили и демографическую повестку дня в ходе моей встречи с коллегами из ЛДПР при подготовке этого отчета.

Цифровые технологии, электронные медицинские карты, запись к врачу, телемедицина. Об этом спрашивали коллеги из «Единой России». Все это тоже помогает сделать медицину мобильной и более доступной.

В-пятых. За эти шесть лет мы изменили ситуацию на фармакологическом рынке.

Мы расширяем перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов. За последние три года в него дополнительно включено свыше ста лекарств. Доля российских лекарств из этого перечня увеличилась с 2012 г. с 63 до 84%. У нас есть необходимость сделать эту долю где-то в районе 90%, тогда мы можем считать себя абсолютно независимыми в этой сфере. Благодаря государственному регулированию цены на эти лекарства удалось удержать, а в целом ряде случаев и снизить. Чтобы в аптеках не было поддельных лекарств, к концу 2020 г. все препараты будут промаркированы, чтобы каждый человек мог проверить их легальность.

Шестое. Мы начали создавать качественно-новую систему социального обслуживания. Теперь социальные услуги можно получить как в государственных, так и в негосударственных организациях. Их число с 2013 г. возросло с 67-ми до 239-ти. Развивается волонтерство. У нас сейчас порядка 20 тысяч вот таких добровольческих объединений, в которых участвуют 5 миллионов человек. И этот год, напомню, объявлен у нас «годом волонтера».

И еще одно, очень важно, что наши люди стали выбирать здоровый, активный образ жизни.

Число людей, которые регулярно занимаются спортом, увеличилось в полтора раза и достигло 50 миллионов человек. Около 17 миллионов детей занимаются физкультурой и спортом. Во многом это, конечно, результат тех больших спортивных проектов, которые проходили и проходят в России, но не только.

Параллельно со спортом высоких достижений, мы развивали массовый спорт, об этом, кстати, спрашивали разные фракции, коллеги из «Справедливой России», за шесть лет было построено и реконструировано около 43 тысяч спортивных объектов, а на сегодняшний день их у нас открыто более 300 тысяч.

Все это помогает людям жить дольше, но мы хотим, чтобы в нашей стране рождалось больше детей, чтобы наша страна молодела. Поэтому был принят целый ряд мер по поддержке рождаемости. И только благодаря этим мерам, об этом можно уже абсолютно с уверенностью сказать, мы не скатились в очередную демографическую яму. За эти шесть лет в России родилось свыше 11 миллионов 300 тысяч детей, это на 2 миллиона 600 тысяч больше, это практически на треть, чем за предшествующую шестилетку.

Численность населения выросла на 3 миллиона 800 тысяч человек. Но сейчас родителями становятся те, кто родился в девяностые годы. Их, по известным причинам, меньше. Поэтому для поддержки рождаемости по инициативе президента принят, с вашим участием, конечно, уважаемые коллеги-депутаты, новый демографический пакет, продлена программа материнского капитала до конца 2021 года, предусмотрены и дополнительные возможности его использования. Тем, у кого родился второй или третий ребенок, мы субсидируем ставку по ипотеке сверх 6%. Малообеспеченные семьи теперь также получили право на ежемесячные выплаты на первого ребенка, как родного, так и усыновленного, конечно.

Тем более, что наши граждане стали гораздо активнее забирать детей из детских домов. Это, действительно, очень отрадный факт. У нас за шесть лет более чем в два раза сократилось число сирот, которые не устроены в семьи, со 120 почти тысяч до 51 тысячи. Это очень хорошие показатели. Надеюсь, что эта цифра будет и дальше меняться.

Конечно, когда люди собираются стать родителями, они, прежде всего, задумываются, на что они будут растить ребенка. Мы хорошо понимаем, что бедность остается острейшей проблемой в стране, наверное, самой большой. Но то, что удалось сделать за эти три года, к сожалению, недостаточно, чтобы ее победить. Меры предпринимались, и будут предприниматься, мы сделали серьезные шаги — повысили МРОТ до прожиточного минимума впервые в истории современной России, с 2013 г. он вырос почти в два раза, как известно. С 1 мая составит 11 тысяч 163 рубля, это коснется более 3 миллионов человек, причем половина из них работает в бюджетной сфере.

Коллеги из «Единой России» спрашивали: найдут ли регионы деньги на повышение зарплат. Там действительно всегда ситуация не самая легкая, с учетом увеличения МРОТ, хочу прямо сказать, мы им поддержку обязательно окажем. Уже сейчас мы выделили из Резервного фонда правительства на эти цели 36 миллиардов рублей.

Рост минимального размера оплаты труда — это, соответственно, меньше разница между зарплатами в разных регионах. Это скажется на развитии спроса. Тем более что инфляция у нас очень низкая теперь, это действительно минимальные показатели на все время. Но есть люди, которые не в полном объеме и не в состоянии обеспечить себя. Мы им обязаны помогать. Те, чей доход не дотягивает до прожиточного минимума, а это и пенсионеры, и инвалиды, и ветераны, и ряд многодетных семей, получают доплату в виде различных пособий и выплат. И мы надеемся, что эта доплата будет становиться все более адресной и более ощутимой.

Ключевой для нас и объективно одной из самых сложных задач в эти годы стало повышение зарплат в бюджетной сфере. Мы действительно им занимались практически каждый день, начиная с выхода известных указов от 7 мая 2012 г. В рамках этих указов нам пришлось работать, но совершенно в других экономических условиях, чем те, которые были в 2012 г. В разных регионах повышение зарплат достигалось разными темпами. Но зарплаты учителей, медицинских работников, преподавателей вузов, работников культуры, педагогических работников, детских садов, социальных работников вышли на заданные в майских указах показатели.

В этом году мы продолжаем повышать зарплаты бюджетникам. Это уровень жизни миллионов людей: и врачей, и учителей, и тех, кто воспитывает детей, ухаживает за пожилыми людьми, преподает в университетах, занят в культуре и науке, кто делает важнейшую работу для нашей страны.

Качество медицинской, социальной помощи и образования действительно становится одной из главных сфер государственного внимания. Если раньше считалось, что работа является делом всей жизни любого человека, то сейчас совершенно очевидно, что это не совсем так. Учеба действительно становится делом всей жизни.

Информация в цифровую эпоху, в современной жизни очень быстро устаревает, наша задача сформировать у всех поколений умение и желание постоянно учиться и меняться, в том числе делая непрерывным само образование, причем начинать надо с самого раннего возраста, для этого нужны современные учебные заведения, там, где содержание и учебного процесса, и все, что с этим связано, будет мотивировать человека к учебе.

Я напомню, у нас действительно были очень большие проблемы с детскими садами. В 2012 г. была одна ситуация, с тех пор мы открыли более 5700 новых детских садов и создали более полутора миллионов дополнительных мест, практически ликвидировали очереди для детей в детские дошкольные учреждения в возрасте от 3 до 7 лет. Это была масштабная работа. Для этого потребовалось только бюджетных денег более 130 миллиардов.

И пользуясь этой возможностью, я еще раз хотел бы искренне поблагодарить всех коллег депутатов за поддержку этого проекта.

Теперь мы решаем эту же задачу для детей до трех лет. Коллеги депутаты из «Единой России» интересовались этим вопросом.

Сразу скажу, мы делаем все, чтобы родители уже к 2021 г. могли отдать ребенка в ясли, если они этого захотят, софинансируем расходы регионов, которые являются ответственными за эту тему. Речь идет ну практически о 50 миллиардах субсидий в этом и следующем году.

За прошедший год у нас появилось более 100 тысяч дополнительных мест в детских садах, в том числе для самых маленьких детей.

Но к тому времени, когда дети подрастают, их должна ждать принципиально новая школа. Теперь обновление содержания учебных программ идет с учетом новейших научных достижений в образовании.

Дети, они живут уже в цифровом мире, в мире цифровых технологий.

За несколько лет мы проектируем и строим школы нового формата, на эти цели в 2016 и 2017 гг. выделено более 50 миллиардов рублей, 146 школ уже открыли свои двери, из них 83 в прошлом году. Для детей, которые живут вдалеке от школы, у нас действительно страна очень большая, и эта проблема часто встречается, мы закупали и закупаем автобусы по просьбе регионов, хотя это их полномочия, но тем не менее 12 тысяч за последние семь лет было приобретено, из них 1,5 тысячи в прошлом году.

Ну, сегодня знаний лишь одной школьной программы, конечно, недостаточно. Мы развиваем и дополнительное образование по всем направлениям: и по гуманитарным наукам, по техническим, по естественному научному направлению. Почти в половине регионов появились технопарки «Кванториум», там дети на новейшем оборудовании занимаются робототехникой, промышленным дизайном, знакомятся с нано- и биотехнологиями.

И даже отдых в летних лагерях становится интереснее именно потому что он позволяет детям развиваться. Такие лагеря как «Артек», «Орленок», «Сириус» — отличный пример новой модели детского отдыха. А для молодых людей постарше мы регулярно проводим форумы «Территория смыслов» на Клязьме, «Таврида», «Балтийский Артек», «Арктика», «Сделано в России». Только в прошлом году в различных форумах приняли участие более 370 тысяч человек.

Развиваются и цифровые формы образования. Создана цифровая платформа для всех уровней обучения, в том числе профессионального. Уже в этом году он-лайн курсы пройдут более 1,5 миллиона человек. Ну, и конечно, они позволяют выявлять наиболее талантливых подростков из регионов.

Шесть лет назад мы поставили перед собой цель — к 2020 г. не менее пяти российских вузов должны входить в первую сотню ведущих мировых университетов. Это, конечно, очень сложная задача, потому что конкуренция в образовательном мире очень острая.

На эти цели было направлено более 50 миллиардов рублей, 10,5 в прошлом году. И сейчас в top-100 различных мировых рейтингов 11 наших университетов. Еще 17 вошли в top-200, но эта работа, конечно, должна быть продолжена. Вместе с этим мы активно участвуем в движении WorldSkills, чтобы популяризировать среднее профессиональное образование.

Но образование — это не только знания из учебника, лекции преподавателя, у каждого человека должна быть возможность самому смотреть, как живет страна, путешествовать, знакомиться с искусством.

Мы помогаем крупным культурным проектам и фестивалям, таким как «Золотая маска», где представлены спектакли практически из всех регионов, Чеховский, Пасхальный фестивали и другие. Развиваются гастрольные программы. Количество выставочных проектов с 2012 г. увеличилось почти на половину, посетителей музеев — практически больше чем на треть.

В селах и малых городах вновь заработали дома культуры, что особенно отрадно, потому что там было все очень тяжело. Возрождаются муниципальные театры, открываются кинозалы. Мы начали возрождать и детские театры, которые долгое время практически были забыты.

В прокат выходят новые российские фильмы. Прошлогодние кассовые сборы от них впервые за долгое время превысили 13 миллиардов рублей, это почти четверть кассовых сборов со всех фильмов, а вы также понимаете, насколько жесткой является конкуренция в мире кинематографа.

Для тех, кто лучше хочет узнать нашу страну, мы строим туристическую инфраструктуру. В рамках ФЦП запустили инвестиционные проекты более чем на 100 миллиардов рублей. В результате в 35 регионах страны формируется 45 туристических кластеров. Сейчас, кстати, 1 рубль, который мы вкладываем в туризм, дает нам 5 рублей прибыли. Турпоток в 2017 г., по предварительным данным, превысил 56,5 миллиона поездок. Ну и внутренние авиаперевозки в 2017 г. оказались почти в 2 раза выше уровня 2011 г.

Но строим мы не только туристическую инфраструктуру. Конечно, основные наши усилия сосредоточены на строительстве жилья, это действительно важнейшая задача. 2015 г., напомню, вообще стал пиковым — более 85 миллионов квадратных метров. Напомню, что в РСФСР, которая тоже активно строила, в рекордном 1987 г. было 72,8 миллиона квадратных метров.

Когда начинался кризис, некоторые эксперты вообще предрекали нам обрушение жилищного рынка. Да, к сожалению, в 2014—2015 гг. многие проекты остановились, к части из них приступали с опаской, в итоге в прошлом году ввод жилья немного снизился, но он все равно остается на очень высоком уровне — 78,6 миллиона квадратных метров.

Ни в один другой период в нашей стране ставки по ипотеке не были такими низкими. Они сейчас меньше 10%. В прошлом году более 1 миллиона семей взяли около 2 триллионов рублей на приобретение жилья. Сейчас примерно каждая третья семья может позволить себе взять ипотечный кредит, и, конечно, нужно сделать все, чтобы количество таких семей расширялось. Выдача новых кредитов за январь—февраль почти удвоилась.

Все это стало возможным благодаря запуску в марте 2015 г. программы субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам. В результате почти 40% займов было выдано именно в рамках этой государственной программы. Это позволило и дома достроить в период высокого спроса, которые начинались, и запустить новые проекты.

В целом строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний. По сути, мы провели реформу института саморегулирования. На смену коммерциализированным допускам к строительству пришел гораздо более прозрачный принцип: чтобы работать в качестве генподрядчика на строительном рынке, нужно быть членом саморегулируемой организации, соответствовать определенным требованиям и внести взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Главное, что мы реализуем на практике принцип финансовой ответственности саморегулируемых организаций за своих участников.

Мы также провели подробный анализ ситуации с обманутыми дольщиками. Напомню, что в октябре 2017 г. заработал государственный компенсационный фонд. Сейчас реализуется «дорожная карта» по переходу на новые формы финансирования жилищного строительства. Цель — перевести строительные риски с будущих жильцов на профессиональных участников, а это застройщики и банки.

Одновременно со строительством нам приходится решать другие непростые задачи. К примеру, расселение аварийного жилья, которое было признано таковым до 1 января 2012 г.

Это программа беспрецедентная по масштабам, она не имеет аналогов, она должна завершиться в ближайшие месяцы, полностью свой аварийный фонд, напомню, расселил 71 регион, еще 12 завершают этот процесс. Ну вот по тому состоянию, которое было выбрано за точку отчета.

Хочу сообщить, в том числе, и фракции «Единая Россия», которая этот вопрос задавала, по состоянию на 1 марта в новые квартиры переехало 678 тысяч человек, расселено 10,5 миллионов квадратных метров такого жилья, фактически с нуля был построен город величиной, ну например, с Ижевск или Барнаул.

Для системного решения проблемы мы сейчас создаем постоянный механизм расселения аварийного жилья, соответствующий законопроект будет внесен в Государственную Думу.

Для того чтобы не допустить появления нового ветхого жилья, мы начали не менее амбициозную программу по капитальному ремонту. За 4 года отремонтировано более 400 миллионов квадратных метров, то есть в порядок приведен каждый шестой многоквартирный дом, который внесен в программу капитального ремонта.

Для сравнения. В 2014 г. собиралось только 65% взносов на квартирную плату за коммунальные услуги. В прошлом году более 92% это осознание ответственности людей за свое имущество, за свою собственность и это действительно итог развития за 6 лет. Мы создали систему, когда главными в управлении многоквартирными домами становятся люди, а не управляющие компании.

Также удалось на 60% снизить аварийность в сетях теплоснабжения и почти в 2 раза в сетях водоснабжения, в том числе, благодаря тому, что была создана система привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Организационные обязательства, которые взяли на себя концессионеры, превышают 250 миллиардов рублей в этой сфере.

Развитие жилищного строительства и коммунального хозяйства, мы видим, как вот такие пазлы общей картины всей городской среды.

Сейчас 77% жилого фонда в России — это однообразные микрорайоны. Так они застраивались с весьма плотной застройкой и, конечно, далеко не всегда развитой городской инфраструктурой, и здесь наша задача обновить общественные пространства, создать новые места для отдыха и развития людей.

Напомню, в прошлом году с вашей поддержкой мы запустили по всей России программы благоустройства дворов, улиц, площадей, набережных, парков. Всего за год было оборудовано свыше 20 тысяч дворов и 200 парков. 20 тысяч — это уже, конечно, хорошая цифра.

Для экономии денег сформирован реестр лучшей проектной документации, это своего рода банк идей для застройщиков. Другой способ сократить стоимость государственных и муниципальных строек заключается в применении реальных, без учета предложений всяких посредников, цен на современные технологии и материалы. Государственная информационная система, посвященная этим вопросам, она уже работает.

Особое внимание мы уделяем снятию административных барьеров в строительстве и в сфере предоставления земель под дороги, инженерные сети и другую инфраструктуру. Создаются прозрачные механизмы регулирования и контроля застройки. Сегодня в Государственной Думе на рассмотрении находится пакет правительственных законопроектов, которые посвящены решению этих важнейших вопросов. Просил бы вас уважаемые депутаты, приять эти законопроекты в весеннюю сессию.

Очевидно, что никакое благоустройство невозможно без нормальных дорог. Начали мы с крупнейших городов, запустив соответствующий приоритетный проект, потому что именно там основная нагрузка на дороги. В итоге, с опорой на самые современные технологии отремонтированы более половины дорог федерального значения — 26 тысяч километров.

Уже в прошлом году нам удалось сократить число аварийно опасных участков по отношению к уровню 2016 г. Это тысяча спасенных жизней.

Уважаемые коллеги, все, что было сделано за 6 лет в строительстве, в социальной сфере, в ряде других направлений, это наше совместное достижение. И мы в правительстве чувствовали поддержку Государственной Думы, а когда это требовалось и вполне серьезную конструктивную критику тех или иных решений. Конечно, мы уважали ваше стремление сделать еще больше, кто из нас этого не хочет. Ценили ваше понимание условий, в которых нам приходилось работать, вашу готовность находить баланс между желанием добиться мгновенного результата, ну, и реальными возможностями государства. А они были не так велики, как бы нам всем, конечно, хотелось. Я предлагаю еще раз к этому обратиться, просто чтобы также это осталось сегодня в нашем общении в рамках доклада.

2012 г., мир еще не вышел из тяжелейшего финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. Все страны вместе искали эффективное решение, договаривались, пытались сделать мировую систему более устойчивой и справедливой. Россия не допустила обвала ни в своей экономике в целом, ни в социальной сфере, начала уверенно двигаться вперед. Я напомню, что ВВП в 2012 г. неплохо рос. В 2014 г. цены на нефть упали вдвое. Также резко сжались доходы бюджета. Произошла такая сложная ситуация, которая сложилась на биржах. Двузначный рост цен образовался. По итогам 2014 г. инфляция составила около 11%.

Плюс к этому, я об этом уже сегодня говорил, закрытые, причем одномоментно, главные международные рынки капиталов и технологий. Самые мрачные прогнозы западных аналитиков, буквально с минуты на минуту российская экономика должна рухнуть, а большинство предприятий и банков разориться. Благодаря точечным антикризисным мерам мы не только удержали ситуацию и адаптировали реальный сектор и финансовую систему к новым условиям, но самое главное, и здесь действительно я хотел бы еще раз об этом сказать, мы поддержали людей и наиболее уязвимые территории, отрасли и предприятия.

Буквально каждую неделю и я, и мои коллеги проводили вот такие антикризисные совещания и принимали абсолютно точечные решения, кому конкретно помогать. Это, может быть, в обычных условиях и не самый правильный метод управления экономикой, но в тех условиях это было абсолютно необходимо. И в результате этой поддержки по итогам прошлого года безработица составила 5,2%. В феврале текущего года 5%. Но напомню, что еще в 2009 г. она превышала 8%.

Мы провели декапитализацию банков, чтобы в кризис люди не потеряли свои деньги. Финансовая система работала устойчиво. Причем сдали это аккуратно, не раскручивая инфляцию.

Еще пару лет назад всегда во время отчета задавался вопрос о том, что мы делаем для того чтобы сдержать рост цен. Это было вполне понятно. Очень важно и то, что по итогам прошлого года цены выросли на 2,5%. В этом году, я имею в виду период с января по март, инфляция пока чуть выше 2%. А ведь низкая инфляция — это не только стабильные цены в магазинах. Это еще и доступные кредиты, дешевая ипотека, возможность открыть свое дело. В общем и целом я считаю, что мы достойно прошли этот тяжелый и ответственный период, который стал по-настоящему стресс-тестом для всего государства, не только для банков, для предприятий, вообще для всего государства.

Сформировали стабильную макроэкономическую среду. Причем сделали это так, как и обещали, без изменения налоговой нагрузки, а за счет того, что оперативно настроили бюджетную систему применительно к новым условиям, улучшили администрирование и оптимизировали государственные расходы.

Скорректировали мы и бюджетный процесс в соответствии с проектным подходом. В середине 2016 г. начали работу по 11-ти стратегическим направлениям развития, поставили понятные и четкие цели.

Это строительство жилья и школ, обустройство дорог, развитие ипотеки, арендного жилья, расширение несырьевого экспорта. Часть из них я уже сегодня упоминал.

В целом за шесть лет валовый внутренний продукт вырос на 5%. И даже в два самых тяжелых кризисных года совокупные потери валового внутреннего продукта не превысили 3%. Это гораздо меньше, чем потери, которые были на предыдущем витке кризиса, когда наша экономика потеряла почти 8%. Это означает, что мы научились работать и в кризисных условиях.

Сейчас экономика показывает рост. По итогам прошлого года приблизительно 1,5%. Конечно, эти цифры, хотя и со знаком «плюс», но они не очень большие, мы все это понимаем, но они говорят о качественных изменениях, которых удалось добиться.

Сегодня наша экономика гораздо меньше зависит от внешних условий, она гораздо более современная и конкурентоспособная, и она может стабильно развиваться даже при относительно низких ценах на нефть, опираясь, прежде всего, на свои собственные источники. Экономику сегодня толкают вперед не только сырьевые, но и другие отрасли, я имею в виду и химическую промышленность, и сельское хозяйство, и транспортная, и сельскохозяйственное машиностроение, и жилищное строительство, уже упомянутое, и фармацевтика, и IT-отрасль.

Еще одна тема, о которой хотел бы сказать, наша экономика готовится к ответам на глобальные технологические вызовы. Современный мир — это мир новых идей, новых технологий, и в этом мире позиции страны определяются способностью генерировать инновации. Мы практически во всех отраслях создаем информационную инфраструктуру, которая станет основой перехода на цифровые технологии. Стараемся сформировать благоприятную среду для появления новых высокотехнологичных компаний и продуктов. Все эти направления предусмотрены новой программой «Цифровая экономика», которая была принята в прошлом году.

Параллельно мы выстраиваем инфраструктуру поддержки инновационной деятельности. За счет различных институтов мы поддержали практически 6 тысяч стартапов во всех сферах, и эта работа идет на разных площадках. Только в «Сколково» суммарная выручка от стартапов превысила 150 миллиардов рублей.

Реализуется национальная технологическая инициатива. Она создает условия для выхода на рынок принципиально новых товаров. Через различные механизмы поддержку получают более 500 проектов.

Безусловно, технологические прорывы невозможны без достижения фундаментальной науки. В 2016 г. президент утвердил стратегию научно-технологического развития страны. Академия наук все активнее участвует в реализации общегосударственных задач, в поиске ответов на так называемые большие вызовы — это и искусственный интеллект, и цифровизация, медицина, биотехнологии, энергетика, новые материалы и целый ряд других направлений.

Важно, что мы перестали терять научные кадры. В 2014 г. впервые общая численность исследователей не сократилась, а увеличилась. И отрадно, что в эту сферу идет все больше перспективной молодежи.

По мере бюджетных возможностей, конечно, мы стараемся увеличивать ассигнования в гражданскую науку. В 2017 г. ее финансирование составило 336 миллиардов рублей, что на 20% больше, чем в 2016 г.

Очень важно, что за эти шесть лет в новые технологии поверил бизнес. У нас возник слой динамичных частных компаний, которые активно применяют инновационные подходы и растут быстрее других. Безусловно, наша задача, чтобы таких компаний было больше во всех сферах. С приходом новых технологий в традиционные отрасли они начинают расти быстрее.

Но того факта, что наша промышленность выстояла, не рухнула на пике кризиса 2014—2015 гг., конечно, недостаточно. Эту задачу мы уже решили, и постепенно перешли от оперативных антикризисных действий к мерам долгосрочного характера, от вот такой адресной, и в том числе и веерной помощи всем, к стратегиям по конкретным секторам.

Сегодня наша цель — создать новую конкурентоспособную промышленность. Поэтому одна из наших долгосрочных задач — это разумное замещение промышленного импорта на конкурентоспособную российскую продукцию. Добавлю, что речь не идет о тотальном вытеснении всего импорта, это было бы странным, а только о тех позициях и о тех секторах, где зависимость приобрела критический характер, а таких достаточно, к сожалению.

В общей сложности у нас реализуются 24 отраслевые и 78 региональных планов импортозамещения. Мы настраиваем на решение этой задачи систему государственных закупок, закупок госкомпаний, эффективно работает и Фонд развития промышленности.

Завтра, кстати, я как раз буду проводить очередное совещание, посвященное импортозамещению. По большинству отраслей те целевые показатели, которые мы закладывали в план импортозамещения, достигнуты. Но это не означает, что сделано абсолютно все. Есть отрасли, где есть наибольший эффект, и мне еще раз об этом хотелось бы сказать, потому что это важные и наши совместные с вами, уважаемые коллеги, достижения. Я имею в виду фармацевтику, транспорт, нефтегазовое машиностроение. В этих отраслях доля отечественной продукции выросла более чем на 10%, в некоторых случаях и на 20%, и больше даже.

Выше плановых значений идет также медицинская промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность, автомобилестроение и радиоэлектроника.

За период 2014—2017 гг. доля российской продукции в общем объеме закупок государственных компаний топливно-энергетического комплекса выросла с 50 с небольшим процентов до 85 и даже 95%.

Это очень важно, потому что наши крупнейшие компании зачастую покупали иностранную продукцию, а сейчас они практически в полном объеме сориентированы на нашу промышленность.

Но мы фокусируемся, конечно, не только на внутреннем рынке, мы занимаемся продвижением нашей промышленной продукции на внешних рынках.

Для координации этой работы выделено отдельное направление стратегического развития, международная кооперация и экспорт, работает экспортный центр.

По четырем пилотным отраслям утверждены экспортно ориентированные стратегии — по сельхозмашиностроению, по автопрому, по железнодорожному машиностроению и по гражданскому авиастроению.

Эти меры, кстати, дают и некоторые первые результаты. Общий рост несырьевого и неэнергетического экспорта оценивается в 2017 г. в 22 с лишним процента, то есть больше, чем на пятую часть уже наш такой несырьевой экспорт вырос.

Никакой экспорт не будет востребован без технологического перевооружения промышленности. Мы ориентируем систему государственной поддержки, требования технического регулирования таким образом, чтобы предприятия постепенно переходили на самые современные технологии. Чтобы бизнес активнее занимался реконструкцией предприятий, был принят закон о переходе на принцип наилучших доступных технологий. Этот закон сейчас реализуется.

Ликвидация экологического ущерба также должна стать самостоятельной отраслью, которая генерирует спрос на перспективные технологии и оборудование, тем более, что целый ряд проблем здесь, включая расчистку свалок, стал одной из самых важных и серьезных тем для обсуждения. Начиная с 2012 г., мы активно занимаемся ликвидацией экологически опасных объектов, которые достались нам еще с советских времен. Это брошенные предприятия, полигоны промышленных отходов. Реализовано 30 проектов по ликвидации экологического ущерба. И, конечно, эта работа должна быть продолжена, причем по всей территории страны.

Инициирована программа развития возобновляемой энергетики, построены 22 объекта, и создано высокотехнологичное производство основного оборудования для солнечных электростанций.

Несколько цифр по ряду ключевых отраслей. Вопросы по их развитию есть у всех фракций, поэтому я постараюсь этим самым ответить на эти вопросы.

Автомобилестроение. За прошлый год производство всех видов автомобилей выросло почти на 20%. Экспорт в 2017 г. вырос на 30%, это включая автокомпоненты. Доля автомобилей российского производства, включая, конечно, и мировые бренды, на внутреннем рынке достигла 85%. В сельхозмашиностроении производство за шесть лет выросло в денежном измерении в три раза, в прошлом году почти на 20%. Доля российской продукции составила 56%, экспорт вырос на 16%. Сработали меры поддержки аграриев, которые приобретали нашу технику со скидкой. Еще если в 2016 г. в серийное производство поступили 75 новых моделей техники, то в 2017 г. это число выросло в 2 раза, до 150 новых машин, я имею в виду модели.

Железнодорожное машиностроение. За три года производство грузовых вагонов выросло почти в 2 раза. Свою роль сыграли меры, которые простимулировали транспортные компании заняться обновлением грузового вагонного парка, а также меры по поддержке экспорта. В 2017 г. экспорт грузовых вагонов вырос почти на 60%.

Химическая промышленность. За шесть лет прирост производства составил почти 30%. Фармацевтика. Прирост производства за шесть лет составил 70,5%. Мы поддержали производство лекарств, ну, о чем я уже говорил, которые включены в перечень жизненно необходимых.

Весьма интенсивно развивалась IT-отрасль. За последний год объем цифровой экономики оценивается в 5% ВВП, это уже значимые цифры. При этом электронная торговля увеличилась на 21%. Инфраструктура цифровой экономики, включая программное обеспечение, выросла на 32%. Интернетом в России пользуется свыше 87 миллионов человек, его охват составляет 72,5%.

Россия занимает второе место в мире по доступности услуг сотовой связи по уровню тарифов и десятое место по доступности услуг широкополосного доступа в Интернет также по уровню тарифов. И работу эту, конечно, мы продолжим.

Мы усилили свою позицию в сфере кибербезопасности, с нуля была построена национальная платежная система «Мир».

Но, конечно, не все отрасли росли равномерно. Например, металлурги сталкиваются с политически мотивированными решениями, когда для них закрываются рынки сбыта, тем не менее отрасль существенно обновила фонды, освоила производство новой продукции.

Инвестируя в перерабатывающие отрасли, мы не можем забывать о добывающих. В топливно-энергетическом комплексе нам удается удерживать лидирующие позиции.

В 2017 г. Россия сохранила за собой первое место по экспорту газа, второе — по экспорту нефти, третье — по экспорту угля. За 6 лет экспорт газа, включая сжиженный природный газ, вырос на 20%, за этот период глубина переработки нефти увеличилась на 10%.

В оборонно-промышленном комплексе мы решали сразу несколько задач. Ключевая, конечно, — повышение боеспособности Вооруженных Сил.

Здесь усилия были сосредоточены на выпуске высокотехнологичной продукции, принципиально новых образцах стратегического вооружения, о них подробно рассказал президент в Послании Федеральному Собранию.

В то же время налаживалось и производство обычных вооружений. Система гособоронзаказа стала более четкой и эффективной. За 6 лет ее исполнение существенно улучшилось: раньше она выполнялась, там, порядка 80%, сейчас стабильно на 97%. За эти годы в войска поступило более 58 тысяч единиц различных систем и комплексов. Это позволило модернизировать 800 воинских частей и подразделений.

Мы сохраняем лидирующие позиции на международном рынке вооружений. В 2012 г. объем экспорта был в районе 14 миллиардов рублей, все последующие годы удерживался на уровне 15 миллиардов рублей. Даже в условиях санкций заказы, я имею в виду, портфель заказов не опускался ниже 45 миллиардов долларов.

География военно-технического сотрудничества постоянно растет. Сегодня среди партнеров России более 100 государств.

Важное направление нашей работы — конечно, диверсификация оборонно-промышленного комплекса: при помощи госпрограмм мы провели масштабную модернизацию оборонных предприятий и теперь используем этот потенциал для увеличения доли гражданской продукции. В числе приоритетов — это, конечно, гражданская авиация, проектируются и строятся новые самолеты и вертолеты, двигатели для них, и, конечно, эта задача, она будет решена.

Мы обеспечили России независимый доступ в космическое пространство. Был построен, в первую очередь, космодром «Восточный», произошел первый исторический пуск ракеты-носителя с тремя спутниками в апреле 2016 г.

Сейчас начинается строительство второго стартового стола. Ну здесь не все проходило гладко, вы знаете, этими вопросами интересовались почти все депутаты из разных фракций. Конечно, мы занимаемся анализом возникающих проблем, обязательно должны быть найдены причины и сделано все, чтобы эту ситуацию исправить.

Несмотря на различные проблемы космодром «Восточный» еще раз подтвердил, что Россия входила, входит и будет входить в элиту стран, которые осваивают космос.

Более подробно о сельском хозяйстве. Российский Аграрно-промышленный комплекс это действительно наша гордость. В 2017 г. прирост производства продукции сельского хозяйства по отношению к 2012 г. составил более 20% в хозяйствах всех категорий.

Мы успешно снизили зависимость нашего внутреннего рынка от импорта и собираем рекордные урожаи. В этом году урожай зерновых составил более 135 миллионов тонн.

Я, кстати, вот как раз тоже в канун встречался нашей встречи с представителями фракции КПРФ, мы подробно обсуждали вопросы развития сельского хозяйства, также были сформулирован и ряд предложений. Вот этот бурный рост это результат небывалой ранее государственной поддержки Аграрно-промышленного комплекса, того внимания, которое мы все вместе ему уделяли. За 6 лет из федерального бюджета туда направлено более 1 триллиона 200 миллиардов рублей.

Мы дали аграриям доступ к льготным кредитам по ставке до 5%, у регионов появилась возможность через единую субсидию самим определять приоритетные направления поддержки АПК. Кроме того, мы увеличили размер грантов для фермеров. Но помогать нужно не только деньгами, сельхозпроизводителям была нужна земля, мы скорректировали законодательство с вашей помощью и в прошлом году впервые за 15 лет посевная площадь превысила 80 миллионов гектар.

Чтобы повысить урожайность, аграриям нужны качественные семена. В прошлом году были отобраны 13 инвестиционных проектов по созданию селекционно-семеноводческих центров, которые получают государственную поддержку.

И еще одна мера государственной поддержки — гибкая тарифная политика. Осенью мы собрали очень большой урожай зерновых, потому что было сложно ввозить по железной дороге. Был введен поэтому льготный тариф на перевозку зерна. Мы также строим и новые терминалы в портах, создаем сеть оптово-распределительных центров.

Эти центры нужны сельхозпроизводителям уже сейчас. География нашего экспорта расширяется, мы выходим на новые рынки, в том числе в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. В прошлом году экспорт сельхозпродукции и продовольствия составил более 20 миллиардов долларов. Это хорошее достижение.

На примере сельского хозяйства мы видим, как инвестиции в отрасль превращаются в цифры роста, причем, речь идет не только о государственных деньгах, но и о частных деньгах. Бизнес не должен бояться вкладывать эти средства, поэтому одной из ключевых задач в истекший период было формирование более привлекательной деловой среды.

Я напомню, что мы стартовали с весьма низкого уровня: в 2012 г. Россия занимала 120-е место в рейтинге Doing Business, в 2012 г., причем, это достаточно спокойный благополучный год был. Тогда нашими ближайшими соседями по рейтингу были такие страны, как Кабо-Верде и Коста-Рика.

Нельзя сказать, что за 6 лет мы добились идеальных условий, это было бы преувеличением, проблем еще хватает, но мы поднялись в рейтинге на 85 позиций и заняли 35-е место. В общем, ни одна страна так быстро по этому рейтингу не двигалась. Теперь мы находимся рядом с Японией в этом рейтинге, и есть все предпосылки, чтобы двигаться вперед и дальше.

Конечно, сами по себе подобный рейтинги — это лишь индикатор. Тем не менее, интерес инвесторов мы видели и по динамике прямых иностранных инвестиций, даже несмотря на введенные санкции.

Этот интерес мы активно поддерживали все 6 лет, развивали финансовый рынок, создавали ключевую инфраструктуру. У нас появился единый мегарегулятор на базе Банка России, центральный депозитарий. Также были созданы особые налоговые механизмы, чтобы поддержать интерес к новым проектам на территории России. Специальные соглашения, контракты, которые инвесторы могли бы заключать, как с центром, так и с регионами, особые условия в рамках отдельных территорий, снижение и обнуление налогов для новых промышленных площадок. Ну, а совсем недавно введена возможность предоставления инвесторам права на инвестиционный налоговый вычет, который позволяет уменьшить налоговые обязательства инвестора на 90%, а расходов на приобретение или реконструкцию основных фондов.

Сейчас деньги инвесторов идут на установку нового оборудования, внедрение современных технологий, привлечение и создание собственных ноу-хау. 6 лет назад был создан российский фонд прямых инвестиций, который вместе со своими партнерами развивает нашу экономику. Этот фонд и его соинвесторы вложили более триллиона 200 миллиардов рублей в российские компании, сфокусировавшись в том числе на проектах в области инфраструктуры и технологий. Сами представители бизнеса активно помогали в улучшении бизнес-климата вместе с Агентством стратегических инициатив. С 2012 г. прорабатывались «дорожные карты». Были упрощены и ускорены многие процедуры, которые имеют значение при старте и введении нового проекта.

Особое внимание в рамках работы по улучшению инвестклимата должно быть уделено малому и среднему бизнесу. Это так и происходило. Коллеги из Коммунистической партии интересовались вопросами поддержки этого сектора. Мы приняли большой пакет решения от создания профильной корпорации МСП, инфраструктурных решений до налоговых льгот и особых условий кредитования. Статистика показывает, что эти решения принесли неплохой результат. За шесть лет количество малых и средних предприятий увеличилось приблизительно на треть, в начале этого г. превысило 6 миллионов. Вклад этого сектора также вырос до 22,3%. Но понятно, что это еще не та цифра, которую все мы хотели видеть.

Расширяется доступ малого и среднего бизнеса к деньгам.

Ставки по кредитам снижаются не только из-за низкой инфляции, но и благодаря развитию национальной гарантийной системы и субсидированию кредитов МСП. Сейчас небольшие предприятия могут привлекать кредиты по ставке не выше 6,5%. Общий уровень финансовой поддержки малых и средних предприятий в 2017 г. составил 234 миллиарда рублей. Это качественно-новый уровень, и создан гарантированный рынок сбыта для малых и средних предприятий. Это закупки крупнейших заказчиков.

Что же касается поддержки так называемых микропредприятий, чем интересовались коллеги из «Справедливой России», по нашему законодательству они относятся к категории малых предприятий. Это основа сектора МСП, порядка 95% общего числа предприятий, так что все те решения, о которых я говорил, они, конечно, касаются и вот этих самых микропредприятий.

Важным элементом работы по улучшению инвестиционного климата стало повышение открытости в работе правительства, формирование системы обратной связи. Для этого мы создали систему предварительного обсуждения проектов и решений. При министерствах появились активные общественные советы. Экспертный совет при правительстве стал неотъемлемым элементом работы Кабинета министров в текущий период.

Радикально повысилась и прозрачность бюджета. Сегодня, кстати, наша страна входит в ТОП-15 стран по этому показателю. При крупнейших естественных монополиях созданы советы потребителей, без учета их позиции не принимаются важнейшие тарифные и инвестиционные решения. Крупные инвестиционные проекты государственных компаний проходят публичный технологический и ценовой аудит.

Начата реформа контрольно-надзорной деятельности. Подготовлен законопроект, который прошел первое чтение в Государственной Думе. По сути, это новая система государственного контроля. Многие годы этот контроль был достаточно отсталым, малоэффективным, затратным, в отдельных случаях просто формальным.

Нам нужна современная гибкая система контроля и надзора, но, главное, чтобы она была 100% надежной. Цель начатой программы — кардинально повысить безопасность людей, снизить число смертельных случаев, заболеваний, отравлений и снизить, конечно, материальный ущерб.

Законодательно утверждено использование проверочных листов, создан единый реестр проверок.

Отношение бизнеса к государственному контролю тоже постепенно меняется, но, очевидно, что необходимо и встречное движение. Бизнес должен в полной мере осознавать и нести ответственность в вопросах безопасности людей, чтобы трагедия… трагедия Кемерово, которая стала, действительно, трагедией всей страны, никогда не повторилась. Надо провести консультации с объединениями предпринимателей, продумать дополнительные шаги, чтобы, не меняя решений по снижению административной нагрузки, безопасность была полностью гарантирована. И в каждом конкретном случае нужно учитывать специфику, степень, вероятность возникновения рисков.

Настоящий прорыв произошел в сфере оказания государственных услуг, я имею в виду многофункциональные центры. Благодаря им поменялась практика общения людей с государством. Теперь почти каждый житель страны в «едином окне» за один запрос может получить около 30 видов государственных услуг и порядка 150 муниципальных. Не нужно бегать за справками по инстанциям, стоять в многочасовых очередях, общаться с посредниками. И к 1 марта 2018 г. у нас открыто почти 3 тысячи таких центров, доля граждан, которые теперь могут пользоваться их услугами, достигла 96%. Это очень хороший результат. И все признают, что вот эти новации, они, действительно, облегчают жизнь большому количеству людей. Напомню, что на 1 января 2013 г. их было всего 12%, таких людей, которые могли бы пользоваться этими услугами. Центры продолжают открываться, мы передаем им все больше полномочий. И этот проект оказался настолько удачным, что и для бизнеса, для ведения предпринимательской деятельности такие центры начали предоставлять услуги.

Уважаемые коллеги, когда мы говорим о наших достижениях и проблемах, конечно, речь должна идти не только о Москве, Петербурге, крупных городах, она должна идти обо всей стране. Важно, чтобы эти перемены ощущались в каждом доме, чтобы каждый человек видел: построен новый микрорайон, открылось предприятие, разбит парк, появился аэропорт на всей территории страны от Калининграда до Дальнего Востока, Крайнего Севера.

Кстати, вот перед отчетом мы встречались с коллегами из «Справедливой России», обсуждали, в каких нелегких климатических условиях у нас люди живут на Севере. Решение любых вопросов там требует особого подхода. Конечно, Север должен и дальше находиться в постоянном фокусе внимания правительства, чтобы он не просто сохранился, но и развивался.

В последние годы мы пересмотрели подход к пространственному развитию. Его смысл не в том, чтобы все возможности в рамках нашей огромной страны были одинаковыми, это мало реально, а в том, чтобы эти возможности были созданы. Несколько лет мы проводили анализ, результаты этой работы будут положены в основу стратегии пространственного развития.

Ну и, конечно, мы понимаем, что многим регионам не просто, перед ними стоят задачи: повышать зарплаты, пенсии, создавать рабочие места. В значительной части регионов эти проблемы решены. Но обратной стороной стала разбалансировка региональных бюджетов. Поэтому нашей целью было поддержание устойчивости региональных бюджетов, повышение самодостаточности регионов.

Объем федеральной поддержки регионам на протяжении последних лет неуклонно рос. В этом году он превысит 1 триллион 700 миллиардов рублей. Это приблизительно на 2,5% больше чем в 2017 г.

Коллеги из «Единой России» спрашивали: планирует ли правительство оказывать регионам дополнительную помощь на повышение зарплат бюджетникам. Ответ на этот вопрос: да, планирует. В этом году ее размер составит более 136 миллиардов рублей.

В позапрошлом году региональные бюджеты исполнены с минимальным дефицитом за 10 лет. Он уменьшился с более чем 170 миллиардов рублей до 12 миллиардов рублей.

Вот достаточно сопоставить эти цифры.

Произошел перелом негативной тенденции с долгами регионов. У коллег из КПРФ этот вопрос был, да и других фракций тоже.

По итогам 2017 г. впервые за многие годы объем госдолга регионов сократился на 1,6%. Сокращение может не такое большое, но обращаю внимание на то, что до этого государственный долг все время рос. И мы с вами встречались, встречались с коллегами из Совета Федерации, все это обсуждали, что долг растет и растет, а надо что-то с этим делать. И вот впервые он начал сокращаться. Эту тенденцию, конечно, нужно закрепить.

Проводится большая работа по реструктуризации задолженности регионов, значительная часть коммерческих кредитов замещена бюджетными, ставка по ним, конечно, ниже, срок возврата также продлен, там льготы введены, проведена инвентаризация расходных полномочий региональных и местных органов власти.

Теперь финансовая помощь из федерального бюджета должна в полном объеме распределяться с учетом реальных потребностей регионов и состояния их финансов.

В качестве мотивации для наиболее динамично развивающихся регионов предусмотрены гранты. Для тех, кто смог добиться роста налоговых поступлений, с этого года, напомню, возвращается налог на прибыль организаций.

Но есть регионы, специфика которых потребовала от нас особых усилий.

Месяц назад наша страна отметила четырехлетие с момента возвращения Крыма, на всех нас лежала колоссальная ответственность наладить нормальную жизнь на полуострове, понятно, что там она была далека от российских стандартов, и сейчас проблемы, конечно, сохраняются еще. Крым пережил экономическую блокаду, перебои с поставками, обрывы транспортного сообщения, больницы и школы оставались без света и тепла.

Буквально весь полуостров был поставлен на капитальный ремонт. В кратчайшие сроки в Крым переброшен энергомост, реконструированы и обустроены аэропорты, морские терминалы, дороги улучшаются, построены десятки инженерных объектов, новая газотранспортная система.

В ближайшие месяцы откроется автомобильное движение по Керченскому мосту, до конца года по автодороге от Керчи до Севастополя.

Я напомню, что за эти годы на развитие Крыма из федерального бюджета в рамках межбюджетных трансфертов было направлено почти 415 миллиардов рублей, при этом в рамках ФЦП более 360 миллиардов.

Пожалуй, еще никогда в современной российской истории не уделялось столько внимания Восточной Сибири и Дальнему Востоку. В прошлом году впервые за четыре года рост инвестиций в основной капитал в регионе почти в четыре раза превысил общероссийские темпы. Теперь около четверти всех прямых иностранных инвестиций приходится на Дальний Восток. Индексы промышленного производства, сельского хозяйства, строительства на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по стране, это отрадный факт.

Это результат работы инвесторов в территориях опережающего развития, в Свободном порту Владивосток и таких инициатив как программа «Дальневосточный гектар» или снижение энерготарифов для промышленности на Дальнем Востоке.

Уважаемые коллеги, все, о чем я сейчас говорил, это не просто рассказ о том, что сделано. Это, если хотите, отчет в том числе и о будущем. Новый состав правительства продолжит те масштабные проекты, которые мы вместе с вами осуществляли все эти шесть лет. А наша главная идея, она проста: достойная жизнь для каждого человека, для каждого гражданина нашей страны и достойная жизнь для всей нашей страны.

 

Константин Симонов как-то написал, что мы упрямый народ. И если однажды нам в голову пришла хорошая идея, рано или поздно мы эту идею осуществим, причем осуществим поистине с русским размахом. Мы так и будем действовать.

Спасибо за внимание.