Клиенты «Топлайна» когда-то первыми в Омске и вообще в Сибири перестали ежиться от ветра, дождя и холода, рассчитываясь за топливо на заправке. О том, что достигнуто и как планирует развиваться сеть, готовящаяся отметить 20-летие, — в интервью управляющего Романа Вольфа.

— Роман Александрович, как начиналась сеть АЗС «Топлайн» и с какими результатами подходит к своему юбилею?

— Первую заправку мы построили в 1998 году. Запустили её в эксплуатацию в 1999-м, но годом рождения «Топлайн» мы все же считаем именно 98-ой. Сейчас в сети работает уже 42 АЗС в Омске и Омской области.

— Но в новостях на вашем сайте недавно говорилось о запуске АЗС уже под номером 43…

— Всё верно: у нас нет заправки №13.

— Ваши новые заправки открываются уже в новых цветах, часть действующих тоже активно перекрашивается, обновился лого сети. В связи с чем приняли решение о рестайлинге, когда планируете его завершить? Ваш фирменный крокодил сохранился, пусть и в сильно измененном виде — откуда вообще изначально взялся такой необычный символ?

— Исходный лого был навеян старым логотипом БИЛАЙН с пчёлкой посередине (другое предприятие из нашей группы работало в 90-е по билайновской франшизе). Взяли тот же шрифт для ТОПЛАЙН, но в середину явно просилась какая-нибудь зверушка. Вспомнили крокодила Гену из известного мультика: это персонаж добрый и надёжный. Да и ассоциация с именем основателя нашей группы компаний добавила юморную нотку. Со временем вокруг этого крокодила, напоминавшего и заправочный пистолет, у нас целая мифология выстроилась. Но эмоции у клиентов, тем не менее, он вызывал однозначно положительные. Потому при рестайлинге мы решили его сохранить, только сделав ещё более дружелюбным, позитивным и уютным.

Переоформление всех 42 заправок в этом году вряд ли успеем завершить, скорее всего, закончим процесс в следующем.

Решение о рестайлинге обусловлено нашим постоянным стремлением максимально соответствовать новым запросам наших клиентов, угадывать еще только намечающиеся тенденции рынка. Хотел бы просто напомнить, например, что именно на заправках «Топлайн» впервые — в Омске, в Сибири (да и вообще по России одни из первых) — начали пускать клиентов в операторную, не оставляя их мыкаться на улице. Затем, через четыре года, мы убрали в этом помещении и перегородку между клиентом и оператором. Так мы стали пионерами open-space на сибирском рынке АЗС. Решение было, кстати, весьма непростым, в коллективе разгорались жаркие споры по этому поводу. Боялись, в том числе, роста числа краж. Я же утверждал, что наши земляки вполне готовы к открытому формату — и оказался прав. Реализация по всем магазинам рванула вверх буквально на порядок: в киосках были продажи на полторы-две тысячи рублей, в открытом формате — на 20-30 тысяч. А реальный процент списания на кражи оказался намного ниже не только ожидавшегося, но и порой даже ниже, чем в закрытом режиме!

Уже после нас к открытому формату пришли все, включая фирменные сети заправок нефтяных компаний. Потом они посредством масштабных инвестиций догнали и в чем-то даже перегнали нас. Те же АЗС «Газпром нефти» выглядят очень нарядно, и теперь мы у них кое-чему учимся.

— Чему, например?

— Например, они уже ввели постоплату без заправщиков — мы сейчас активно прорабатываем этот вопрос, есть пока сложные как в технологическом, так и в законодательно-нормативном плане моменты. Но омичи, считаю, уже к этому готовы. Мы когда-то избавили их от необходимости торчать на улице у окошка для оплаты, в ближайшее же время те наши клиенты, кто сильно спешит или просто не собирается приобретать ничего, кроме горючего, смогут обслуживаться не выходя из машины — с оплатой через мобильное приложение на смартфоне. Сейчас мы подключаемся к популярному федеральному приложению BENZUBER, а ближе к концу года введем этот функционал и в недавно запущенное наше собственное мобильное приложение, разработанное по многочисленным просьбам владельцев нашей карты лояльности CleverCard.

— Сколько, кстати, их сейчас в Омске?

— Активных пользователей CleverCard — кто пользовался картой хоть раз за последний месяц — порядка 100 тысяч. Это, получается, почти каждое третье домохозяйство. Большая часть реализации у нас проходит с использованием CleverCard, приходим в новые для себя районы области — идет массовое подключение к системе. Очень удобно и выгодно — можно платить и за топливо и за сопутствующие товары, причем чем больше покупаешь, тем выгоднее.

Продажа сопутствующих товаров — направление, которое мы сейчас активно развиваем. В какой-то момент возникло понимание, что на АЗС востребовано горячее питание — начали искать подходящий формат. Перебрали все эти хотдоги, сэндвичи и т. п., и в итоге выбрали блины — вариант, устроивший как нас, так и наших клиентов.

Признаюсь, идею нашего «Люблина» мы позаимствовали у коллег из Саратовской области: там на заправках сети «Торэко» работают точки «Мистер Блин», которые нам очень понравились. Но реализовать эту идею оказалось не так-то просто, учитывая, что мы сразу приняли принципиальное решение — только натуральные ингредиенты: мука, яйцо, молоко — никаких порошков, никаких консервантов. Почти год повара ресторана «Табекер» экспериментировали с тестом, много молока перебрали от разных поставщиков, начинки долго выбирали. И хотя «Люблин» уже запущен, процесс в разгаре. Пока блинные работают на четырех наших АЗС, скоро к ним добавится пятая. Сначала, когда работала только одна точка «Люблин», продажи шли со скрипом. Потом объемы начали расти — и омичи стали привыкать, и эффект масштаба сработал.

— Сколько у вас сейчас дают сопутствующие товары в общих продажах?

— Около 5%.

— А каков объем реализации основного товара, горючего?

— В месяц мы продаем порядка 12 тысяч тонн.

— Какое место «Топлайн» занимает на местном топливном рынке?

— Мы вторые после «Газпром нефти». Есть еще «Юнигаз», работающий под вывеской «Лукойла», — и больше сетевых игроков на местном рынке не осталось, все сети поменьше исчезли.

— Из недавней новости про блокчейн-закупку бензина, сделавшей и «Топлайн» известным на всю страну и даже за её пределами, следовало, что вы покупаете бензин с Омского НПЗ, но почему-то через московского посредника «Петролеум Трейдинг». Почему не напрямую?

— С омского НПЗ сейчас мы получаем практически 100% топлива — оно реально лучшее. Приезжаю по делам в Москву или Питер: «Чей бензин? — Омский. — Класс!». В прежние времена мы иногда покупали топливо с других заводов: Сургутский ЗСК, из Перми возили, из Башкирии, иногда с Ачинского завода получали. Сейчас это абсолютно нерентабельно из-за расходов на логистику. Поэтому качественное иногороднее топливо в Омскую область практически не поступает. Периодически мы закупаем тот же омский бензин, но не у «Газпромнефть — Региональные продажи», а у ПАО «Газпром нефть», на торгах «Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи». Порой там цена заметно ниже. Мы можем и сами покупать на СПбМТСБ, поскольку там аккредитованы, и пользуемся услугами крупных трейдеров, таких как «Петролеум Трейдинг». Они профессионалы, имеют штат, ресурсы, кучу времени, поэтому могут покупать по нижней цене рынка. При этом их маржа очень небольшая, поскольку физически они ничего не делают с этим горючим — не хранят, не возят, никакого штата логистики нет, они торгуют услугой.

Хотел бы подчеркнуть — вне зависимости от того, чей бензин и через кого мы покупаем, мы НИКОГДА не берем топливо не с эстакады завода. Так называемые «бодяжники» нам даже не звонят.

Я занимаюсь этим бизнесом 20 лет, и все основные игроки на российском рынке меня знают и знают мой ответ: «Берем только с эстакады завода, только в опломбированных вагонах. Никаких нефтебаз, никаких «сами привезем бензовозом». Это железное правило.

— Объясните, пожалуйста, если вы берете самый лучший омский бензин, никем не «разбодяженный», напрямую с эстакады завода — зачем вам понадобилось внедрять на своих АЗС еще дополнительную испанскую систему фильтрации топлива Gespasa?

— На омском нефтезаводе делают отличное топливо, но у них на отпуске стоят фильтры грубой очистки — до 200 микрон. Они пропускают мельчайшие частицы катализатора, которые бензин уносит, утаскивает с собой в процессе производства. Дальше в трубах, в резервуарах эти частицы начинают вместе собираться. В результате можно наблюдать, как на СТО вытаскивают сеточку из бензобака — и она покрыта такой эмульсией, налетом каким-то непонятным. И я на разных машинах у себя такое видел. Это на себе даже омская нефтебаза той же «Газпром нефти» чувствует — там стоит немецкое оборудование с фильтрами до 50 микрон. И эти фильтры забиваются. И бензовозы частенько простаивают, потому что постоянно чистят эти фильтры. Плюс — из самих бензовозов, с нефтебазы все равно взвесь какая-то минимальная идет. И в резервуарах на самих заправках, хоть мы и все регламенты соблюдаем и чистим их регулярно. При сливе эта взвесь поднимается и идет в колонку. Так вот, эти испанские пятимикронные фильтры Gespasa стоят у нас в заправочных колонках непосредственно перед пистолетом, отсекая эту взвесь, эти частицы катализатора в 8-12 раз более эффективно, чем базовые фильтры ТРК. Клиенту в бак идет идеально чистое топливо.

— В чем преимущества вашего фирменного бензина Reactive? Чем он отличается от ранее продававшегося у вас «Экотона»?

— Мы одними из первых в стране в 2005 году, чуть ли не одновременно с «Лукойлом», начали брендировать топливо и использовать моющие присадки. У остальных ВИНК-ов и в помине такого не было. Они спрашивали «Зачем?». Сейчас у них таких вопросов нет, активно продвигают свое брендированное топливо. В нашем «Экотоне» использовались немецкие моющие присадки от BASF — лидера мировой химической индустрии. Однако со временем качество обычного горючего заметно улучшилось. И в итоге применение просто моющих добавок стало бессмысленным.

Reactive — топливо уже нового поколения, с целым комплексом добавок. Моющая функция тоже осталась, но к ней добавилась антиизносная (модификаторы трения), плюс катализатор горения, благоприятно сказывающийся на мощности и экономичности двигателей. Это уже отечественная разработка — РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина и связанного с ним московского предприятия «ХимТэк». Эффективность её в наших сибирских условиях уже подтверждена испытаниями кафедры «Тепловые двигатели и автотракторное электрооборудование» СибАДИ.

— Каковы планы развития сети?

— Изначально мы ставили планы — сначала закрыть город, затем трассу и потом уже постепенно заходить в районы. Сейчас у нас 26 заправок в Омске, здесь пока в планах рестайлинг существующих станций. Совсем скоро, например, на Волховстроя начнет работу компактная АЗС нового формата — небо и земля по сравнению с привычными.

По всей трассе от восточной до западной границы региона мы уже присутствуем с плечом 50-80 километров. По области у нас пока 16 АЗС, планируем наращивать там наше присутствие, поскольку есть спрос. Дело в том, что в сельских районах мы сразу же создаем конкуренцию по бюджетным договорам, и в итоге цена контрактов падает порой чуть ли не на десятки процентов. Если раньше в районных бюджетных организациях от нас отмахивались, то сейчас наоборот — нам звонят из тех районов, где нас еще нет и спрашивают, сможем ли им поставлять, просят поучаствовать в тендере. То есть мы приходим на село — и местные бюджеты начинают экономить. Нисколько не экономя при этом на качестве, получая первоклассное горючее.

Цифра: Более 800 корпоративных клиентов сотрудничают с АЗС «Топлайн», среди них ведущие автоцентры города, крупные промышленные предприятия региона.

Справка: Группа компаний «Ф-консалтинг» работает на омском рынке более 20 лет. Долгое время флагманом группы была компания «Сибирская сотовая связь» (работала сначала под брендом «Билайн», затем «Теле2» и в итоге была выкуплена этим скандинавским оператором), пионер мобильной связи в Омске. Сейчас ГК «Ф-консалтинг» объединяет такие направления, как МЦСМ «Евромед», автохолдинг «Евразия Моторс», сеть АЗС «Топлайн», ресторан «Табекер», жилой комплекс «Рябиновка».