Как в стране возник дефицит моторного топлива и почему рост цен на него несет угрозу существованию независимых сетей АЗС рассказал управляющий сети АЗС “ОЛВИ” г.Самара Евгений Лошкарев.

— Каковы причины текущего витка повышения цен на моторное топливо?

— Основания для него были заложены не в этом году и даже не в прошлом. В 2014 году был начат так называемый налоговый маневр, суть которого заключается в том, чтобы в 2019–2024 годах постепенно снизить экспортную пошлину и акциз на нефть до нуля, увеличив при этом налог на добычу (НДПИ). Так поддерживался экспорт нефти и нефтепродуктов.

Дабы избежать дефицита на внутреннем рынке, был введен демпфер — выплаты из бюджета нефтеперерабатывающим заводам, которые позволяют компенсировать разницу между средней экспортной ценой и стоимостью топлива на внутреннем рынке.

С годами НДПИ рос, экспортная пошлина снижалась, а акциз в нарушение обещаний не понижался. А в 2023 году правительство посчитало нужным уменьшить размер демпфера по сравнению с предыдущим годом практически в два раза.

Еще один фактор — на фоне значительного ослабления рубля к мировым валютам экспортные поставки стали еще более предпочтительными.

Кроме того, есть и влияние традиционного фактора — ухода нефтеперерабатывающих заводов на ремонт в сезон высокого спроса (полевых работ и туристических поездок). При этом заводами не создается значительных запасов. В итоге происходит снижение объема предложения на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже от производителей на внутреннем рынке.

Параллельно значительные объемы, проданные для внутреннего потребления, уходят на так называемый серый экспорт через соседние страны: Киргизию, Узбекистан, Грузию и другие.

В результате баланс спроса и предложения на внутреннем рынке оказался нарушен, возник дефицит топлива. И мы видим как на некоторых заправках просто нет того или иного вида горючего. По закону рынка дефицит приводит к росту цен.

— Наличие в Самарской области четырех крупных НПЗ не уравновешивает местный рынок?

— Рынок один для всей страны. Если в регионе у поставщика есть продукт, то за ним приходят оптовики и его выбирают.

— Чем грозит сложившаяся ситуация розничной сети?

— В рознице повышение цен всегда приводит к снижению объемов реализации. Клиенты начинают экономить, искать альтернативу с привычными ценами. Поэтому розничные продавцы до последней возможности стараются не поднимать цены или поднимать незначительно, плавно.

Сегодня ситуация складывается таким образом, что на АЗС вертикально-интегрированных компаний цены не просто ниже в сравнении с нами, а ниже тех цен, по которым они продают оптом на товарно-сырьевой бирже крупным потребителям: включая сельхозпроизводителей, промпредприятия, компании строительной отрасли, а также независимые сети АЗС.

Для сравнения стоимость 1 литра АИ-95 с самарской группы заводов по состоянию на 13 сентября составляет 58,2 рубля, в то время как розничная стоимость на их АЗС — 52,5 рубля. Разница почти 6 рублей.

То есть стоимость бензина на АЗС нефтеперерабатывающих компаний ниже оптовой на бирже. А ведь у АЗС есть еще и эксплуатационные затраты — ремонты, содержание персонала, имущественные и другие налоги, экологические платежи, мероприятия  по обеспечению безопасной эксплуатации и многое другое, что требует финансовых трат. Вертикально-интегрированные компании могут их переложить на другие этапы производственной и сбытовой цепочки, компенсировать за счет опта, экспорта, того же демпфера. Независимые сети такой возможности не имеют.

Также причиной ухудшения положения всех сетей АЗС является распространение нелегальных автоматических контейнерных заправок, как бензиновых, так и газовых. Мало того что осуществляя деятельность с многочисленными нарушениями законодательства: без разрешительной документации, без оформления прав на землю не выполняя нормы и правила пожарной безопасности, они подвергают риску жизнь и здоровье людей. По причине нелегальности их затраты сведены к минимуму, что становится их недобросовестным конкурентным преимуществом. Они, реализуя суррогатное топливо, не применяя контрольно-кассовых машин, не обучая сотрудников, не платя налоги, промышляя недоливами топлива, привлекают некоторое количество неискушенных, доверчивых клиентов.

Учитывая все это нам приходится в данный момент работать в убыток, либо поднимать стоимость топлива выше чем у АЗС вертикально-интегрированных компаний. Это для нас вынужденная, выстраданная мера, мы работаем с минимальной наценкой, позволяющей покрыть расходы.

— Сколько ваша сеть может работать в таком режиме?

—  Если такая ситуация продлится еще два-три месяца, то независимые сети АЗС начнут закрываться, что в принципе уже происходит в различных регионах. Повторюсь — это ненормальная ситуация, когда оптовые цены выше розничных.

Мы надеемся, что правительство обратит внимание и примет меры к выправлению дисбаланса. Поэтому верим в лучшее и планируем еще многие годы, десятилетия,  снабжать наших клиентов топливом.

— Вы со своей стороны предпринимаете какие-то антикризисные меры?

— Нет. Пока мы берем все дополнительные издержки на себя. Не считая минимальных повышений цен, конечно.

Пока мы держимся за счет репутации — у нас дороже, но клиенты привыкли к нашему качеству, к нашему сервису и пока основная часть по-прежнему предпочитают нас. Мы стараемся компенсировать повышение цен на топливо низкими ценами на сопутствующие товары, стабильно высоким качеством, ну и радушием персонала.

— Какая минимальная наценка обеспечивает безубыточность АЗС?

— В среднем по схожим с нами сетям АЗС наценка должна составлять около 7-8 рублей на 1 литр. При большом объеме реализации на отдельных АЗС, например, трассовых, с большим количеством большегрузных фур, может быть и в районе 5-6 рублей.

Учитывая сегодняшний рост стоимости в опте, удорожание логистических услуг, увеличение сроков отгрузки и доставки товара, а это большие затраты по финансовой оборачиваемости денег, сейчас эта цифра должна быть в районе 8-9 рублей.

— Могут ли АЗС повышать цены на топливо без согласований?

— Вертикально-интегрированные компании получают от государства компенсации за удержание розничной цены на своих АЗС в пределах обозначенной инфляции. Для независимых сетей таких механизмов нет — они не являются монополистами. Согласований на повышение цен у нас нет, но мы и не заинтересованы в их росте, так как клиенты очень чувствительны к нему.

— На днях Федеральная антимонопольная служба заявила, что проверит мелкооптовые базы из-за повышения цен на топливо. Насколько такие базы в реальности влияют на конечную цену?

— Никак не влияют. Конкуренция настолько высока, что каждый пытается хоть на копейку, а предложить ниже конкурента. Мелкие базы выживают за счет гибкости, лояльности к клиенту, берут на себя тот риск, от которого отказывается производитель (кредитование, продажа без предоплаты, под будущий урожай и т. п.). Наценка на них составляет 1,5-2 рубля на литр, и это с доставкой.

— Как реагируют на происходящее с ценами на топливо потребители? Изменился ли спрос, перераспределился ли внутри линейки?

— Клиенты, с одной стороны, платят, конечно, из своего кошелька, с другой — они привыкли к определенному уровню качества топлива и сервиса. Есть незначительное смещение спроса в сторону бензина с меньшим октановым числом. Но учитывая стоимость автомобилей, запчастей и ремонта, владельцы стараются не экономить за счет качества топлива и перехода на те его виды, под которые автомобиль не заточен.