Research&Trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора?

Артем Скворцов: Из-за кризиса внутренний спрос на ГСМ упал. Основной причиной стало повышение их стоимости, связанное с ослаблением курса рубля и экономическим спадом на фоне санкций. Компании рынка топливного ритейла начали снижать издержки.  «Тучные» нулевые закончились, настало время эффективного бизнеса. Видим, как растет число запросов на автоматизацию традиционных АЗС. Владельцы заправочных сетей заинтересованы в их переоборудовании. Они отказываются от строительства огромных комплексов в пользу автоматических станций, не требующих работы персонала и обладающих низкими эксплуатационными затратами

R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?  

Артем Скворцов: По большей части ничего не произошло, скорее изменились акценты: если раньше нужно было продать продукт, то теперь необходимо на погружение в проблему клиента и поиск ее решения. Также можно отметить увеличение активности в интернете «гаражных» инжиниринговых фирм. Однако подобные компании, создающие сайты-визитки, не имеют реального опыта построения заправочных сетей.

R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие?

Артем Скворцов: Новые технологии появляются, в основном, в части приема оплаты за топливо на АЗС. Появились технологии, позволяющие клиенту совершать платеж, не выходя из автомобиля, – в этом преуспели компании из Швеции. Традиционно, именно в скандинавских странах отрасль автоматизации АЗС впереди планеты всей.

R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках?

Артем Скворцов: Отчасти. Компании, занимающиеся промышленной автоматизацией и АСУТП (автоматизированными системами управления технологическим процессом), начали присматриваться к выходу на рынок АЗС/ААЗС.   Беспокойства это не вызывает, так как эти компании привыкли к производственным бюджетам на автоматизацию. Они существенно отличаются от тех, что требуется для ввода в эксплуатацию мини-АЗС, а потому серьезной конкуренции пока не заметно. К тому же, для того чтобы овладеть всеми нюансами нужны годы практической работы.

R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?

Артем Скворцов: Наш рынок достаточно узкий и специализированный. Сегодня на нем можно насчитать не более шести компаний, включая нашу, а новых на горизонте пока не видно.

R&T: Изменилась ли концентрация вашего рынка? Если да, то чем это можно объяснить?

Артем Скворцов: Если раньше нужно было продать продукт, то теперь акцент делается на погружение в проблему клиента и ее решение. Удовлетворение потребностей клиента ставится на первое место, а это достигается наличием в компании экспертов и опыта.

R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?

Артем Скворцов: Изменился. Конкуренция стала более агрессивной и эмоциональной. Рынок узкий. Все друг друга знают.

R&T: Изменилось ли поведение потребителей? Если да, то как именно?

Артем Скворцов: За последние 2 года резко изменилось поведение потребителей, вызванное причинами экономического характера.  Топливные компании  начали сокращать  свои затраты. Это положительный сигнал для нашей компании, так как автоматические мини-АЗС не требует найма персонала, создания санитарно-защитной зоны и разработки специальной технических условий при определении противопожарных расстояний, а также обеспечения тепло- и водоснабжения. Проект призван в первую очередь снижать прямые издержки, во-вторую – косвенные.

R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже? Если да, то каковы причины?

Артем Скворцов: Барьер входа не изменился. Он достаточно высок, так как в первую очередь нужны не ресурсы в виде денег или производственных мощностей, а сплоченная команда экспертов и наработанный опыт. Минимальный порог для входа на рынок топливного ритейла составляет от 10 млн рублей. При этом, интерес к нему растет. Инвесторы, в т.ч. и не специализирующиеся на топливном рынке, видят открывающуюся возможность захода в новую нишу.

R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?

Артем Скворцов: Очень серьезно пошатнулись позиции западных компаний, поставляющих оборудование и системы автоматизации для АЗС/ААЗС. Это возможность для отечественных производителей на деле реализовать свою часть правительственной программы импортозамещения и локализации технологий в секторе нефтегазового оборудования и сервиса. В нашем сегменте топливного ретейла по уровню качества многие российские производители, с которыми мы строим ААЗС, не уступают западным, а в некоторых позициях и превосходят их.

R&T: Каких важных событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в текущем году, но они не случились?

Артем Скворцов: Все ожидания сбываются.  Бизнес топливного ретейла, «проснулся» и осознал, что необходимо в сложившихся условиях думать, считать и сокращать издержки.

Справка о рынке. Топливный ретейл – это составная часть топливного рынка России. Ключевыми потребителями являются ведущие нефтяные компании страны, владеющие собственными сетями заправочных станций, а также частные региональные топливные операторы. Автоматические АЗС расположены во многих крупных городах России, таких как Екатеринбурге, Ростове, Владимире, Брянске, Курске, Калуге, Твери, Нижнем Новгороде, Калининграде, Владивостоке, Нижнем Тагиле, Чебоксарах, Ханты-Мансийске и др.  Общее число автоматических заправочных станций в России приближается к 300 из них более 150 ААЗС построены СКОНом. По оценкам экспертов, объем рынка бензина и дизельного топлива оценивается в 70 млн. тонн в год.

Источник: “Скон – автоматизированные АЗС”