«Роснефть» возобновила торги топливом на бирже — небольшими и адресными партиями, передает ТАСС со ссылкой на трейдеров. Читайте также: «Мы не работаем с жуликами».  «Роснефть» объяснила, почему второй день подряд не продает топливо на бирже.

Также 19 ноября министр энергетики России Александр Новак заявил, что компания представила предложения, как скорректировать работу биржи, сейчас они отрабатываются. По его словам, ситуация с торгами нефтепродуктами на бирже в понедельник нормализуется.равиться с этим».

Михаил Леонтьев пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти»«У нас была реструктуризация работы с биржей. Мы не допустим, чтобы всякие мошеннические структуры превратили наши издержки, связанные с выполнением соглашений, в свою маржу. И тогда мы не видим смысла этого соглашения, оно же не для того подписывалось, чтобы сохранить маржинальность мошеннических структур в условиях проблем, существовавших на топливном рынке, ценовых. В итоге, потребители останутся ровно с теми же самыми ценностями, с которыми боролись. Зачем это надо? Это в чем вообще смысл этой манипуляции? Вот и все. Мы ниоткуда не уходили, мы работаем с биржей, мы работаем над совершенствованием механизма биржевых торгов. Что вы к нам пристали? Мы единственная компания, которая серьезно работала на бирже, мы и есть биржа. А куда делись остальные товарищи? Почему такой хайп вокруг «Роснефти», которая единственная формирует объемы на бирже и всегда боролась за эту биржевую торговлю? Где остальные коллеги? У нас не претензии к бирже, биржа — наш партнер. Мы с ней работаем, формируем совместную позицию. У нас претензии к некоторым условиям биржевых торгов, которые мы высказывали с 2014 года. Собственно, они все известны на самом деле. Мы говорили о засилье посредников на бирже, о наличии договорных сделок, о том, что биржа сама не всегда может справиться с этим».

Ранее «Роснефть» объявила бирже бойкот, который продлился два дня. Что означает выход компании на биржу и насколько рыночны такие адресные сделки? Комментирует вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев:

— Это говорит о том, что «Роснефть» заключает сделки с теми контрагентами, которые ей удобны. То есть это сделки, заключаемые по среднерыночной цене, но только с выбранными контрагентами. Если в обычных биржевых торгах вы не знаете до окончания торгов, у кого вы купили и, соответственно, кому вы продали, то здесь адресная сделка, то есть вы конкретно ИП, ООО «Ромашка» продаете конкретное количество топлива.

— Но это рыночный механизм?

— Это не может быть рыночным механизмом. Рыночный механизм адресных сделок возможен в том случае, если по итогам торгов сложилась рыночная цена, и уже после торгов можно заключить какие-то адресные сделки. Если у вас с кем-то заключен контракт, обязывающий на поставку топлива, допустим, некий собственник заправок, который работает под брендом «Роснефти», ему необходимо каждую неделю выдавать определенное количество топлива, по итогам торгов складывается рыночная цена, и ему выдается необходимое количество топлива, то есть это внебиржевая сделка, то в текущих условиях, когда у нас и цены поджимают и топлива фактически не хватает, понятно, что это нерыночный механизм, который в какой-то мере, конечно, способствует насыщению топливом. Но опять, мы же не знаем, кому это продают, и не факт, что завтра не выйдут какие-то непонятные трейдеры или непонятные компании, которые купили у «Роснефти» и завтра с какой-то значительной премией будут это выставлять на рынок. Продавать либо крупным оптом, либо мелким оптом. То есть это все создание неценовых преимуществ, которые ведут, опять же, к зарабатыванию дополнительному на ресурсах компании непонятными структурами. Это не прозрачно.

Ранее источники газеты «Коммерсантъ» рассказали, что одним из факторов быстрого возвращения, возможно, стали риски, связанные с топливным обеспечением Крыма. Глава региона Сергей Аксенов якобы написал вице-премьеру Дмитрию Козаку, что полуостров, который из-за западных санкций получает все топливо через биржу, может остаться без него уже к концу декабря.

Поэтому Козак и глава «Роснефти» Игорь Сечин еще в пятницу 16 ноября договорились о возвращении компании на биржу. Источники издания расценили решение «Роснефти» отказаться от торгов как демарш.

19 ноября глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что власти полуострова обратились к российскому правительству с просьбой помочь в поиске крупного нефтетрейдера для прямых поставок топлива в регион. Ответ от федеральных властей пока не поступал.

Какая сейчас ситуация с топливом на полуострове? Об этом Business FM поговорила с директором симферопольского «Такси Таврика» Александром Макриди:

— Бензин есть, но дорогой. Больше 50 рублей.

— На материке, соответственно, цена меньше?

— Конечно.

— Я правильно понимаю, что был в какой-то момент дефицит бензина? Что с ценами за последнюю неделю произошло?

— Дефицита не было. Бензин есть. Как мост открыли, проблем нет. Это раньше, когда паром был, тогда из-за погодных условий возникал дефицит. Проблем нет. Единственное, цена, конечно, очень велика. На дизель где-то 50 рублей, бензин — 50. 95-й — там 50 с чем-то, 53, по-моему, или 54.

— Кто у вас работает на этом рынке АЗС?

— У нас работают Atan и «Тэс». Это два основных игрока. Еще есть CRS, по-моему. Они работают под маркой «Лукойла».

— То есть, по сути, это тот же самый «Лукойл», только другой бренд из-за санкций?

— Да, совершенно верно.

Между тем, по данным индекса топливных цен «Петрол Плюс», стоимость литра 92-го бензина в Крыму составляет 46,9 рубля, 95-го — 49,5 рубля, а дизеля — 50,5 рубля. Для сравнения: в Москве, согласно данным этого же агрегатора, 92-й бензин стоит дешевле почти на 5 рублей, 95-й — на 3,5 рубля, а цена на дизель в столице меньше на 5,5 рублей.

Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа предложила ужесточить торги топливом. В частности, речь идет о предоставлении ЦБ надзорных функций за участниками торгов, введении обязательного лицензирования брокеров и предоставлении бирже права прекращать доступ участников к торгам.