Якутия из-за высоких цен и некачественного бензина на АЗС республики начнет собственное производство, сообщает сегодня РИА Новости, цитируя главу республики Айсена НИКОЛАЕВА. Как отметил глава республики, прежде всего правительство волнует ценовая доступность топлива для населения.

«Поскольку в Якутии нет АЗС вертикально интегрированных компаний, государство может решить этот вопрос путем регулирования цен оптовых поставщиков. Мы внутри республики можем регулировать только наценку. Так, с июня месяца оптовые цены на литр АИ-92 и АИ-98 повысились на восемь рублей, АИ-95 — на девять рублей, литр дизельного топлива подорожал на 12 рублей. Розничные цены на все перечисленные виды топлива на заправках «Саханефтегазсбыта», например, при этом повысились на четыре рубля 80 копеек. Таким образом, из всего вышесказанного на повестку дня вновь выходит вопрос собственного производства моторного топлива для нужд республики. Поручения по конкретным направлениям решения данного вопроса мной даны и начинают сейчас исполняться», — рассказал Николаев РИА Новости.

SakhaLife внимательно мониторит соцсети якутских ньюсмейкеров и сразу вычислил, кому из якутян были даны поручения, о которых Айсен Сергеевич сообщил столичному изданию.

Как только Айсен НИКОЛАЕВ был назначен врио главой Якутии, одним из первых он встретился с Афанасием МАКСИМОВЫМ, на тот момент опальным политиком и ярым оппозиционером. Можно было предположить, что компетенции Афанасия Николаевича будут востребованы при новой власти, а его оппозиционные настроения резко снизятся, а то и сойдут на нет.
Из сообщений в информационном пространстве можно было предположить, что Максимов может пригодиться республике в сфере малой авиации.

Однако 3 октября он разместил в своем фейсбуке это фото и написал следующее:

— С Айсен Сергеевичем обстоятельно обсудили участие Республики в нефтегазовой отрасли.

В нашей Республике природный газ добывается уже более полувека.В этом году будет добыто 13 млн.тонн нефти, со следующего года якутский газ по трубам Силы Сибири уйдет на экспорт.

А, на свои нужды Республика вынуждена завозит ГСМ из других регионов, депонировать на зиму, переваливать несколько раз, потому цены на дизтопливо, бензин уже заоблачны.

Ил Дарханом поставлена задача в ближайшие 5 лет уйти от дорогого завоза извне , искать пути и наладить производство собственного дизтоплива, бензина и авиакеросина.

Задача амбициозная и не простая.

Но, у новой команды нового Главы РС(Я) не решаемых задач нет✊✊✊#якутиявперед#сахалариннибитхоту

Таким образом, ньюсмейкер дал понять, что в скором времени займется амбициозным проектом в сфере, в которой он и раньше работал. Якутяне в курсе, что Афанасий Николаевич ранее возглавлял «Саханефтегаз», однако возникло, так называемое, «дело Максимова», когда он сам и его команда оказались на скамье подсудимых и некоторые из них получили реальные сроки, а активы предприятия ушли другим юрлицам. СМИ уделяли всем этим событиям пристальное внимание.

По данным SakhaLife, 18-19 октября в Якутск приезжал топ-менеджер «Газпрома» Александр МАНДЕЛЬ. Состоялась встреча в верхах, на которой было принято решение, что Александр Мандель и бывший руководитель «Саханефтегаза» Афанасий МАКСИМОВ на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) совместно с Республикой Саха (Якутия) создают предприятие по переработке природного газа на территории РС (Я). Такая вот политическая воля. SakhaLife связался с Афанасием Максимовым, чтоб разузнать подробности.


— Афанасий Николаевич, поздравляем вас с новым проектом и высоким доверием от республики! Чем будете заниматься новое предприятие, как оно будет называться?

— Новое предприятие будет холдингового типа, оно будет представлено в нефтегазовой отрасли республики начиная от переработки природного газа в синтетические моторные топлива (дизельное, бензин, керосин) до геологоразведки, бурения, добычи, сервиса и т.д. Пока условное ее название САХАТЭК.

— Амбициозные цели! С чего начнете?

— Ближайшие наши планы, это пилотные проекты по запуску малотоннажных установок по переработке природного газа по технологии GTL с производительностью до 30 тысяч тонн продукции в год. Их будет, как минимум, три: на 9 км по Вилюйскому тракту от г. Якутска, в Вилюйской группе улусов и в г. Ленске. Далее будем планировать в п. Нижний Бестях, в заречных улусах, куда протянут магистральный газопровод.

— Какие месторождения планируете эксплуатировать?

— Сырьем послужит газ из Средне-Вилюйского и Отраднинского месторождений. Планируем уже в течение трех лет, то есть до конца 2021 года получить первую продукцию, испытать эти установки в наших климатических условиях. Далее, с приобретением опыта, перейдем к проектированию уже более масштабных установок. Наша цель на ближайшие пять лет — это обеспечение потребностей республики в ГСМ всех сортов.

— Неужели это возможно? И у нас будет свой бензин по приемлемой цене?

— Обязательно! А со следующей пятилетки мы ставим задачу экспортировать СМТ за пределы республики. А вообще, горизонты планирования САХАТЭК, мы видим на 25 и более лет.

— Звучит великолепно! Но… Для многих якутян важна экология, а не промышленное производство. И продвинутые страны стараются контролировать выделение парниковых газов, превышение которых меняет климат на планете.

— Мы и сами это понимаем. И обращаем самое пристальное внимание к экологическим требованиям. Технологии, которые собираемся применять — самые передовые, отвечающие всем современным стандартам, без стоков и вредных выбросов. В настоящее время во всем мире идет глобальная борьба с вредными выбросами, а продукты переработки природного газа — голубого топлива, считаются более экологичными, без примесей серы и ароматики.

— Не упустили ли мы время? Сейчас в моде новые технологии, альтернативные источники энергии.

— Конечно, немаловажный фактор то, что нефти с каждым годом становиться меньше. По расчетам МЭА к 2030 г. будет пройден пик ее добычи. Дальше добыча уже будет снижаться, а значит, цены будут расти. А все цены на ГСМ для внутреннего потребления в нашей стране привязаны к мировым ценам на нефть. Нашей республике этим заниматься сам бог велел. Причем, давно нужно было этим заняться.
Да, страны Западной Европы планомерно отказываются от угля. После отказа угля идет ужесточение требований к ГСМ по составу серы. Значит, ГСМ, полученные из нефти, потребуют допзатрат на очистку. А с природного газа синтетические моторные топлива в допочистке не нуждаются, значит будут конкурентоспособны в будущем. Уже сейчас Балтика объявлена зеленой зоной, то есть судам, работающим на дизтопливе с содержанием серы выше 0,2, вход воспрещен. Это мировая тенденция, она будет каждым годом набирать обороты.

— C экологией более или менее понятно, а как с основным вопросом — экономикой, рентабельностью этих установок?

— Да, бытует мнение, что любое производство ГСМ с производительностью меньше 3 млн. тонн априори нерентабельно.

Но, во-первых, это касается переработки нефти. Нефть многокомпонентна, даже после самой глубокой переработки в ГСМ остаются примеси серы, ароматики и т.д. Для ее очистки, снижения их содержания требуются определенные затраты. И потом, из нефти извлекается светлых нефтепродуктов процентов на 60-70, а остальное мазут, битум. А у нас речь идет о переработке газа.

Во-вторых, кто так считает, застряли в 1990-2000-х, когда технологии GTL только начинались внедрятся, и они были дорогими. Но даже тогда считалось, что GTL рентабельна при ценах нефти 25 долларов за баррель. А сейчас тренд только на повышение цен на нефть, плюс экологические требования заставили производителей установок GTL шагнуть намного вперед, существенно уменьшить себестоимость выпускаемой продукции за счет внедрения новшеств.

В нашем случае все зависит от цен на сырье. При существующих ценах в районе 4 тысяч рублей мы в положительной зоне рентабельности.

— А вы можете назвать примерный диапазон цен на вашу планируемую продукцию, дизтопливо, бензин?

— Пока трудно точно пронозировать, что цены будут вот столько-то. Есть много факторов, таких как стоимость сырья, курс доллара, возврат инвестиций и т.д.

Но могу предположить, исходя из общего российского рынка ГСМ, что наши цены будут ниже на транспортную составляющую, несколько перевалок и хранение в нефтебазах. А это уже ниже процентов на 15-20, что существенно. Плюс будущие колебания цен на нефть нас коснутся не так сильно.

И потом, мы гарантируем качество. Например, дизтопливо, произведенное из нефти, имеет цетановое число 55, а синтетическое из природного газа 70.

— От экономики – к политике. С оппозицией в вашей биографии покончено?

— Да, я был в жесткой оппозиции к бывшим главам республики ШТЫРОВУ В.А. и БОРИСОВУ Е.А. При всем уважении к ним, считал и считаю, что они сделали непоправимые ошибки в экономическом развитии региона, в результате чего мы — самая богатая природными ресурсами республика, оказались в тройке лидеров по дотациям из федерального центра. Если Михаил НИКОЛАЕВ, несмотря на лихие 90-е, смог заложить фундамент под будущее экономическое развитие, создав целые отрасли, то два вышеназванных руководителя все это разрушили. Злонамеренно или по неумению, не мне судить. Время расставить все по местам.

А с Айсеном НИКОЛАЕВЫМ мы знакомы с 90 х годов, вместе были народными депутатами Ил Тумэн второго легендарного созыва. С тех пор держали и держим теплые отношения, всегда друг друга поддерживали. Я уверен, он справится, себя еще покажет. Иначе бы не вошел в его команду.

— События, которых вы сейчас коснулись, ваш прошлый багаж, вам не помешают? Не будете вкладывать личное в принятие решений в секторе реальной экономики?

— Что касается истории «Саханефтегаз», то это, безусловно, отрицательный опыт. Но, тем не менее, опыт, и большой. Все, что от меня зависело, я тогда сделал. Компания под моим руководством успешно работала, это, пожалуй, для нее были самые трагичные годы. Несмотря на это, мы работали, все производственные планы выполняли, наши геологи не раз становились лауреатами госпремий и т.д. До 2008 г. были все условия для ее сохранения и приумножения, но руководство республики решило иначе, меня отправили в тюрьму, а «Саханефтегаз» уже без меня обанкротили.

— Есть ли у нас команда, силы и средства для выполнения вышеназванных амбициозных задач?

— Конечно, есть! Александр Яковлевич и его команда имеют колоссальный опыт в нефтегазовой сфере России и за ее пределами, это живая легенда. А у нас есть неуемная энергия, желание и горящие глаза. Это уже немало. Не боги горшки обжигают.

— Спасибо за эксклюзивное интервью! Успехов в новом деле!


СПРАВКА
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ МАНДЕЛЬ
Родился в 1950 году в г.Рожище Волынской области Украинской ССР.
Образование и ученая степень
В 1972 году окончил Ивано-Франковский институт нефти и газа по специальности «технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений». Кандидат технических наук.
Производственный опыт
1972-1996 ПО «Сахалинбургазразведка» (с 1992 года АООТ «Сахалинморнефтегаз»):
бурильщик, мастер, начальник управления разведочного бурения, главный инженер, заместитель генерального ди⁠ректора
1996-по н.в. АО «Газпром»
1996-2007 ООО «Газфлот»
заместитель генерального ди⁠ректора по бурению, первый заместитель генерального ди⁠ректора по производству, генеральный ди⁠ректор
2008-2013 ООО «Севморнефтегаз» (ООО «Газпром нефть шельф», ООО «Газпром добыча шельф»):
генеральный ди⁠ректор
2013- ООО «Газпром нефть шельф»
советник генерального ди⁠ректора
Ключевыми проектами, которыми руководил А.Я.Мандель, являются «Сахалин 1», «Сахалин 2», «Сахалин 2», «Штокман», шельфовая буровая платформа «Приразломное», плавучая буровая установка «Амазон» и др. При этом были решены уникальные задачи по созданию, адаптации и применению бурового оборудования, включая подводное, к условиям Крайнего Севера и Арктики.
При реализации проекта «Сахалин 2» впервые в России запущено производство сжиженного газа. Накоплен опыт работы в условиях вечной мерзлоты при разработке Чаяндинского и Мало-Ямальского газоконденсатных месторождений.
Награды
Отраслевые награды и знаки отличия, Орден Мужества, медали Ордена «За заслуги перед отечеством» I и II степени
Перспективное направление
С целью отработки новых перспективных направлений газохимии в 2014 году А.Я.Мандель с партнерами создал ООО «Синвек» и является лидером этой организации. В числе прорабатываемых проектов – строительство завода по производству полиолефинов из природного газа в Тверской области, проекты СПГ и GTL в ряде областей РФ.