Обзор срочного рынка нефтепродуктов СПбМТСБ в сентябре–ноябре 2015 года
Денис Медведев, ОАО «Солид-товарные рынки»
В 2015 году на рынке нефтепродуктов никому не было скучно, и даже осень оказалась богатой на интересные события. Мы видели множество происшествий, способных пощекотать нервы любому участнику рынку. Сюда можно отнести и недостаток высокооктанового бензина на некоторых НПЗ Центральной России, и дефицит зимнего дизеля в Центральной и Восточной Сибири, и резкий рост стоимости мазута на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.
Параллельно с товарным рынком нефтепродуктов на СПбМТСБ развивается срочный рынок. За три осенних месяца 2015 года суммарный объем торгов срочного рынка СПбМТСБ составил порядка 3,5 тысяч контрактов (1 контракт равен 1 метрической тонне), оборот торгов — примерно 125 млн ₽
«Солид-товарные рынки» является брокером на срочном рынке нефтепродуктов СПбМТСБ и предлагает клиентам в полной мере воспользоваться широким функционалом срочного рынка — хеджировать ценовые риски, реализовать стратегию межрыночного арбитража и осуществлять спекулятивные операции.
На срочном рынке СПбМТСБ активнее всего торгуются расчетные фьючерсы на летнее дизтопливо и Регуляр-92, базовым активом, которых является Владимирский индекс СПбМТСБ, соответственно для летнего дизтоплива и бензина Регуляр-92. Так как срочный рынок является близнецом привычного спот-рынка СПбМТСБ, то в 2015 году не пришлось скучать и участникам срочного рынка.
Для осенних торгов была характерна бэквордация — ситуация, при которой фьючерс стоит дешевле, чем базовый актив. Она говорит об ожиданиях участников рынка падения стоимости базового актива. В сентябре значение Владимирского индекса на Регуляр-92 составило около 39000 ₽/т, а к концу октября индекс снизился до 35500 ₽/т.
В сентябре Регуляр-92 в центральной части РФ торговался с общей тенденцией падения цены, но с небольшими отскоками, причем участники рынка довольно тонко чувствовали скачки цены. В результате кому-то удалось захеджировать свои ценовые риски на спотрынке при помощи фьючерсов, а кто-то смог заработать на отскоках рынка, для этого достаточно было лишь предугадать его движение.
Октябрь многим запомнился затяжным падением цены бензина Регуляр-92 на базисах Центрального федерального округа. Действительно, Владимирский индекс показывал постепенное снижение в течение всего месяца. Такая же тенденция наблюдалась и на срочном рынке. В начале октября цена фьючерса с исполнением в октябре составляла около 37500 ₽/контракт, а в течение месяца она снизилась до 34000 ₽/контракт, что практически совпало со значением
индекса на конец месяца.
Дальний фьючерс с исполнением в ноябре в конце октября торговался по цене чуть выше 33000 ₽/контракт.
В ноябре снижение цен продолжилось, при этом в начале второй декады месяца произошел небольшой отскок. К концу ноября при стоимости базового актива 34200 ₽/т на срочном рынке фьючерсы торговались следующим образом: контракт на индекс Регуляр-92 с исполнением в ноябре стоил 34000 ₽, с исполнением в декабре — 32100 ₽.
Фьючерс является производным от спот-рынка и
отражает ожидания участников рынка по стоимости базового актива. Если необходимо составить прогноз относительно движения рынка в будущем, «Солид-товарные рынки» советует своим клиентам смотреть на котировки срочного рынка СПбМТСБ. Осенью 2015 года участники срочного рынка весьма точно улавливали колебания цен.
Срочный рынок дает возможность для спекулятивных операций, естественно, в самом положительном значении этого слова. Как видно из графиков, продавая в начале месяца какое-то количество контрактов и откупая их в конце месяца, можно было фиксировать существенную маржу при отвлечении средств на уровне 7%.
Вместе с тем разочарование ожидало некоторых участников рынка, решивших спекулировать с летним дизтопливом. Фьючерс на летнее дизтопливо пользуется особым интересом у участников рынка в периоды перехода с летнего сорта на межсезонное и зимнее сорта топлива. В это время на спот-рынке цена летних сортов снижается, на чем играют участники срочного рынка.
В течение всех предыдущих лет Самарская группа НПЗ зимой продолжала производить дизтопливо сорта С. С наступлением холодов этот дизель переставал пользоваться спросом и торговался на СПбМТСБ по минимальной цене на уровне 26000 ₽/т. Многие ожидали повторения этой ситуации и в 2015 году, так как к концу ноября во многих регионах европейской части России температура опустилась ниже нуля. Похолодание сопровождалось переходом потребителей на межсезонное и зимнее дизтопливо. В этой ситуации цена топлива сорта С должна была упасть, и у спекулянтов появилась бы возможность закрыть короткие позиции, фиксируя прибыль.
Однако 23 ноября «Роснефть» начала продавать с Самарской группы НПЗ дизельное топливо сорта Е, которое не входит во Владимирский индекс летнего дизтоплива. В конце ноября Владимирский индекс базировался лишь на летнем дизтопливе, торгуемом на франко-трубе ЛПДС Салават. Цена этого товара установилась на стабильном уровне.
В результате торги ноябрьским фьючерсом на индекс летнего дизтоплива в течение месяца проходили примерно на уровне 34000 ₽/контракт. Многие участники рынка, набравшие «шортов» в начале месяца, были вынуждены закрывать позиции в ноль или фиксировать убыток.
Впереди нас ждет предновогодний декабрь. Будет ли он спокойным и легко прогнозируемым или преподнесет сюрпризы, узнаем совсем скоро.
Нет Комментариев