На первый взгляд Берген в Норвегии не кажется передовым городом в области транспорта. Однако уже около 20% автомобилей во втором по величине городе Норвегии являются электрическими, пишет Financial Times. В относительном выражении это больше, чем где-либо. Поэтому многие компании, особенно операторы АЗС, пристально изучают опыт Бергена с целью понять, как может измениться их бизнес.
«За последний год к нам приезжает все больше гостей из различных частей света, – приводит издание слова Кристины Бу, генерального секретаря Норвежской ассоциации электромобилей. – Компании приезжают в Норвегию учиться».
К 2040 г. около 57% продаваемых в мире автомобилей будут электрическими, по оценкам Bloomberg New Energy Finance. Норвегия преодолела эту отметку еще в марте 2019 г. Но другие страны пока далеки от этого. В США на долю электромобилей пока приходится только 2,5% рынка, а в Великобритании – 3,4%, пишет FT. При этом люди нечасто меняют машины, что сдерживает рост продаж электромобилей. Согласно IHS Markit, средний возраст автомобилей в США равен 11,8 года.
Но власти различных стран и городов намерены изменить ситуацию. Например, норвежское правительство хочет прекратить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями к 2025 г. и для этого предоставляет налоговые льготы на покупку электромобилей. Великобритания намерена запретить продажу бензиновых, дизельных и гибридных автомобилей к 2035 г. Хотя для этого потребуются значительные субсидии, считают участники отрасли. В 2019 г. британское правительство выделило дополнительно 2,5 млн фунтов ($3,25 млн) на установку более 1000 зарядных станций.
Как минимум четверть АЗС по всему миру могут закрыться к 2035 г., если их бизнес-модель значительно не изменится, говорится в исследовании Boston Consulting Group (BCG). При наихудшем сценарии под угрозой окажутся 80% станций. Такое мнение разделяет гендиректор британской Pod Point Эрик Фэйрберн, чья компания продает зарядные станции для электромобилей. По его словам, шансы выжить останутся только у АЗС, находящихся возле автомобильных трасс и торговых центров.
Бу из Норвежской ассоциации электромобилей считает прогнозы BCG «немного преувеличенными». Хотя новые АЗС в Норвегии стали появляться реже на фоне роста популярности электромобилей, признает она. Как утверждает директор американского Fuels Institute Джон Эйкбергер, спрос на жидкое топливо будет сохраняться как минимум до 2070-х гг.
Большинству АЗС прибыль приносит продажа еды, напитков и сигарет, а не топлива. По данным Национальной ассоциации автозаправочных станций США (NACS), продажа топлива обеспечивает только 38% прибыли американских АЗС. «Более 60% людей останавливаются на АЗС, чтобы передохнуть, а не заправиться, – утверждает сооснователь британской Euro Garages Зубер Исса (цитата по FT). – А на трассах таких скорее 80–85%».
Канадская Alimentation Couche-Tard называет Норвегию своей «лабораторией» после покупки в 2012 г. крупнейшей в стране сети АЗС у нефтегазовой компании Statoil (ныне Equinor). На некоторых станциях в Скандинавии она заменила бензоколонки зарядными станциями для электромобилей, а также установила последние возле жилых домов и офисов в Норвегии. Именно дома или на работе большинство норвежцев обычно заряжают свои электромобили, а станциями на АЗС пользуются только в долгих поездках, отмечает Бу. Поэтому в будущем Couche-Tard также планирует использовать АЗС в качестве автомоек, автосервисов и пунктов хранения посылок.
Нефтяные гиганты Total, Royal Dutch Shell и BP тоже думают о трансформации своего бизнеса и инвестируют в зарядные станции. Total в январе 2020 г. объявила о планах установить до 20 000 таких станций в Нидерландах. BP в июне 2018 г. приобрела британскую сеть зарядных станций Chargemaster, у которой на тот момент было 6500 точек для зарядки электромобилей. Годом ранее Shell купила нидерландскую NewMotion, у которой тогда было свыше 30 000 зарядных станций в Западной Европе.
Нет Комментариев