— На российских автозаправках сейчас выгоднее продавать топливо или сопутствующие товары?

— На розничном рынке России сегодня топливо дает больше выручки, чем сопутствующие товары. В западных странах это соотношение составляет 50 на 50. Российские сети в целом развиваются по тому же сценарию, и я уверена, что в ближайшие годы доля сопутствующих товаров в совокупной выручке сетей будет только увеличиваться.

Что касается сети АЗС «Роснефти», то на первом этапе мы нацелены достичь доли 25% сопутствующих товаров на 75% топлива, и уже приближаемся к этому. А в будущем наша мечта, чтобы наш бизнес по продаже сопутствующих товаров полностью покрывал операционные затраты АЗС.

— Что надо продать кроме топлива, чтобы это покрыло все затраты заправки?

— То, что нужно людям. Причем быстро, потому что время стоит дорого. Когда я работала в BP, мы первые начали развивать предложение по «сопутке» на АЗС. Это было в конце 1990-х. Тогда все меня уверяли, что потребители не будут покупать на заправке сопутствующие товары, например, продукты. Но я шла как танк и была уверена: а почему бы и нет, если нормальный сервис и справедливые цены? И в итоге мы достигли цели: продажа сопутствующих товаров на заправках BP покрывала операционные затраты АЗС.

И это не случайность. Мир вокруг нас меняется, меняются традиции потребления. Люди не хотят заезжать за разными продуктами в разные магазины, а хотят покупать все в одном месте. Потому что это удобно, это экономит время. Нетопливный ретейл на АЗС сейчас трансформируется, появляются новые форматы: где-то вводится расширенный ассортимент, приближенный к минимальному набору, который обычно покупается в супермаркете, а где-то создается кооперация с крупными ретейл-сетями.

— Какую из этих стратегий выбрала «Роснефть»?

— У нас есть стандартные АЗС с магазином, есть АЗС формата «киоск», есть трассовые станции, есть АЗС в составе многофункциональных комплексов. Мы разные, и мы — везде. При формировании предложения, конечно, мы должны исходить из месторасположения каждой АЗС, формата и проходимости.

— Строите ли вы гостиницы при АЗС, в каких регионах?

— У нас уже есть три небольших мотеля при АЗС в Краснодарском крае. Сейчас мы делаем проект многофункционального комплекса в Ленинградской области возле Коневского монастыря. В состав комплекса помимо автозаправочной станции с магазином и кафе войдут отель на 150 номеров, кемпинг, банный комплекс и речной вокзал. Еще один многофункциональный комплекс с отелем мы строим в Тверской области в рамках соглашения с «Автодором». Также на сегодняшний день у нас, как и у других компаний, в регионах есть гостиницы при заправках, где останавливаются водители-дальнобойщики.

— Сколько заправок ТНК-BP, которую вы купили в 2013 году, уже перекрашены в цвета «Роснефти»? Когда завершится ребрендинг и во сколько обойдется?

— В этом году будет перекрашено более 50% (около 300) АЗС ТНК. Будут полностью ребрендированы заправки в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Калуге, Белгороде и Карелии. Все заправки ТНК будут полностью перекрашены в цвета «Роснефти» в течение ближайших двух лет.

— Предполагается ли расширение сети АЗС «Роснефти» за счет строительства новых станций или покупки существующих сетей?

— Пока мы собираемся расширить сеть заправок BP («Роснефть» вслед за ТНК-BP управляет заправками британской компании в России. — РБК), внедряя новый формат компактных автозаправочных комплексов, первый из которых скоро откроется в Москве. Причем размеры заправки меньше, чем текущие форматы ВР в России, но по мировым меркам это абсолютно стандартная АЗС. Также мы смотрим на юг России с целью открытия таких АЗС. Что касается расширения сети «Роснефти», мы нацелены на удержание лидирующей позиции, при этом продолжая точечное развитие в приоритетных регионах и на федеральных трассах. Для рынка важно, чтобы сохранялась здоровая конкуренция.

— С начала 2019 года вступит в силу закон о введении оборотных штрафов за недолив топлива на АЗС. Как вы контролируете процесс?

— Для нас принципиально важно, чтобы каждый потребитель получил все, за что заплатил. У нас полная автоматизация в вопросе налива топлива, и такой проблемы просто не может быть.