Компании подвели финансовые итоги прошлого года, основанные на реальных показателях деятельности. Это дало повод представителям средств массовой информации активно анализировать результаты работы топливных операторов в 2012 году и рынка в целом. Мы решили из первых уст узнать о том, что на сегодняшний день представляет розничное направление Петербургской топливной компании, каковы итоги его работы и какие цели ставятся на будущее. Об этом мы беседуем с генеральным директором ООО «ПТК-­Сервис» Александром Беловым.
— Александр Борисович, расскажите, пожалуйста, сколько АЗС сейчас у ПТК в Петербурге и Ленобласти?
— Петербургская топливная компания эксплуатирует около 150 АЗС на Северо­-Западе и в Центральном регионе России, в том числе более 110 — на территории Санкт-­Петербурга и Ленинградской области. За прошедший год общий оборот компании вырос в полтора раза, достигнув показателя в 34,5 млрд рублей.
— Что стало главной новостью в компании в 2012 году?
— В 2012 году ПТК выпустила брендированное топливо JET (с октановым числом 95). Топливо обладает улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками. Подавляющее большинство топливных компаний выпускает брендированные топлива с моющими присадками. Топливо JET принципиально иное. Оно содержит аналоги катализаторов горения и другие компоненты, полученные в результате передовых запатентованных разработок. Нам удалось добиться более полного сгорания топлива и обеспечить очистку камеры сгорания от нагара. Следовательно, снижается расход топлива и увеличивается мощность двигателя.
— Есть планы по открытию новых станций?
— На данный момент проектные работы ведутся на 8 АЗС (земельные участки расположены в городе и области). Наша компания открывает станции формата «Dream». Это АЗС с торговым залом площадью от 60 до 300 кв. метров (бренд Евромаркет) и кафе (бренд Еврокафе). Мы рассматриваем западный вариант развития, где АЗС выступает не только местом заправки, но и магазином быстрых покупок в любое время суток. Кроме стандарта «Dream», реализуются еще два формата — «Automatic» и «Standart+automatic», то есть автоматические и полуавтоматические АЗС. Но, как правило, мы их реализуем в силу технических ограничений — небольшая площадь земельного участка, инженерных ограничений, маркетингового окружения либо там, где оператор просто не требуется.
Мы не строим лишь для того, чтобы обозначиться в каком­то регионе. Это не наш путь. Каждый объект должен быть, прежде всего, рентабельным и удовлетворять спрос наших клиентов. У ПТК достаточно развитая сеть, которую нужно оптимизировать лишь в некоторых районах. На данном этапе основное развитие компании мы видим не в строительстве АЗС, а в развитии сервиса для наших клиентов, в том числе и на АЗС.
— Какие услуги сейчас оказываются на АЗС ПТК в Петербурге и области?
— Автомобилисты это хорошо знают – на большинстве АЗС в круглосуточном режиме работают фирменные магазины (Евромаркеты), Еврокафе, на территории АЗС работают мойки, шиномонтажи, СТО. На АЗС установлены Автопосты —комплексы для подкачки шин, мытья водой стекол и фар. На всех АЗС, где есть Евромаркеты, установлены терминалы по приему платежей. Ассортимент в Евромаркетах — это предмет нашего особого внимания, он не остается неизменным, мы его расширяем, корректируем, оптимизируем, чтобы он максимально соответствовал сегодняшним потребностям автомобилистов.
Из последних новостей в сфере услуг — в феврале этого года мы открыли новую автоматическую мойку конвейерного типа «ЕвроMatic» на АЗС № 118 на пр. Маршала Жукова, 10, лит. «А», в Кировском районе Петербурга.
Выручка от услуг на АЗС составляет сейчас примерно 8—10% от общего оборота, и эта цифра продолжает расти.
— Это то, что есть сейчас, а какие перспективы в развитии сервисов для клиентов ПТК?
— Мы планируем внедрить ряд организационных и технологических решений, направленных на автоматизацию работы с ПТК и повышение ее эффективности. Так, теперь основной принцип работы — полный цикл организации нефтепродуктообеспечения компании без необходимости посещения офисов ПТК и общения с менеджерами компании. Иными словами, после заключения договора поставки топлива и подписания WEB­Соглашения клиенты могут присылать заявки на пополнение, например, литровых карт через сайт ПТК. Они будут автоматически обработаны. Через систему банк—клиент производится оплата топлива, после чего информация о купленных нефтепродуктах поступает на счет компании. Подтверждение оплаты можно получать в виде SMS или по электронной почте. Наши партнеры могут самостоятельно распределить объем на карты водителей, которые они смогут получить на АЗС. Это удобно, быстро и работает 24 часа в сутки. Сейчас мы развиваем проект, чтобы клиенты могли полностью регулировать все, что касается закупки и распределения топлива, сами — остатки суточных и месячных лимитов, блокировку карт и прочее.
 
— Это проект для корпоративных клиентов. Какие преимущества есть у ПТК, если говорить о работе с частными автомобилистами?
— Как показывают многочисленные исследования рынка, на выбор автомобилистом АЗС влияют такие ключевые показатели, как удобство расположения АЗС (по пути на работу и домой), смена автомобиля, обслуживание. Любопытно, что в пятерку важнейших факторов не попадают такие показатели, как качество и цены. Качество на брендовых АЗС примерно у всех одинаковое, как и цены, разницу в которых между компаниями автомобилисты периодически не замечают. То есть конкурировать по  данным показателя смысла не имеет. Автомобилисту должно быть удобно, комфортно и приятно посещать АЗС.  Мы считаем этот показатель важнейшим.
Так, например, как уже было сказано выше, мы автоматизируем все процессы, связанные с приобретением топлива, — от взаимодействия с ПТК до получения топлива в баки автомобилей водителей. В идеале мы бы хотели, чтобы наши корпоративные клиенты и автомобилисты приобретали в нашей компании пакет услуг и пользовались им абсолютно самостоятельно.
Кроме того, если говорить сугубо о частных автомобилистах, то для них у нас есть топливная карта «Автопозитив», которая, с одной стороны, позволяет сэкономить на топливе за счет более низкой цены при его приобретении и страхует от роста цен, с другой стороны, имеет дисконтное приложение, которое также предоставляет скидку на топливо при оплате за наличный расчет. Скидка предоставляется и на товары и услуги на АЗС ПТК. Кроме этого, ПТК — единственный топливный оператор в городе, который предоставляет скидку на нефтепродукты, товары и услуги при оплате по банковским картам Visa и MasterCard. Поэтому сейчас мы активно работаем над развитием подобных скидочных программ, которые, безусловно, интересны нашим клиентам, а программу «Автопозитив» будем усовершенствовать с позиции удобства пополнения карт, получения отчетов по карте и так далее.
— Как вы оцениваете уровень конкуренции на топливном рынке АЗС Санкт­-Петербурга и Ленобласти? Что его ожидает в ближайшей перспективе?
 
— Уровень конкуренции на топливном рынке региона довольно высок. Эксперты уже не раз отмечали, что региональный рынок Петербурга и даже ряда районов Ленобласти уже достаточно перенасыщен автозаправочными станциями.
В Санкт-­Петербурге достраивается некоторое количество АЗС. Мне кажется, дальнейший путь — это покупка мелких сетей, такие в Петербурге еще есть, и их ребрендинг.
В целом небольшой потенциал для развития рынка АЗС есть, город динамично развивается. Это прежде всего новые жилые кварталы, КАД, а также съезды с Западного скоростного диаметра. Но опять же, подчеркну: дефицита АЗС в городе нет. Показатель перспективности у каждой компании свой. Вопрос не в том, достаточно ли АЗС в том или ином районе, а в том, может ли компания удовлетворить спрос со стороны клиентов, достаточно ли у нее АЗС, равномерно ли они распределены в городе. Естественно, исключение составляют магистрали с высоким транспортным потоком, на котором спрос всегда превышает предложение и строить АЗС на которых рентабельно всегда.
— Какие препятствия есть для развития топливного рынка Петербурга и Ленобласти?
— Вопрос в том, что считать препятствием. Если мы говорим про строительство АЗС, то здесь основное препятствие —перенасыщенность рынка. С одной стороны, строить негде, поскольку земельных участков под АЗС без существенных обременений нет, с другой, нецелесообразно, поскольку прирост автомобилей в городе уже недостаточно большой, соответственно, рентабельность АЗС, и без того низкая, упадет еще больше.
Немаловажный вопрос — это целесообразность строительства АЗС с позиции налогов. Простой пример — АЗС занимает площадь минимум 0,5 га плюс значительная санитарная зона, в пределах которой нельзя строить другие здания и сооружения. Оборот АЗС падает, и, соответственно, падают налоговые отчисления. К тому же АЗС всегда одноэтажное здание, а значит, эффективность использования квадратных метров земли не самая лучшая. Может быть, на этих метрах целесообразнее построить магазин шаговой доступности или многоуровневый бизнес­центр, налоговые отчисления от которых гораздо более значительны?
— Александр Борисович, спасибо за подробное интервью.