Существующая в Московском регионе сеть электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей в настоящее время загружена менее чем на 1% от ее возможностей. Об этом, а также о перспективах развития электротранспорта и выгодах владения электромобилем в столичном регионе в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Александру Гринбауму рассказал заместитель главного инженера по инновациям и проектной деятельности ПАО «МОЭСК» Генадий Сиденко.

Александр Гринбаум (А.Г.): В настоящий момент в сети «МОЭСК-EV» функционирует 36 зарядных станций для электромобилей. Последняя была установлена в Марьино и стала первой станцией в жилом районе. Планируется ли устанавливать новые станции? Если да, то где и когда?

Генадий Сиденко (Г.С.): Существующая сеть зарядных станций на сегодняшний день загружена менее чем на 1% от ее возможностей. Это говорит о том, что установка новых зарядных станций, расширение сети при том количестве электромобилей, которое есть в Москве и Московской области – экономически нецелесообразны. Установив первые зарядные станции в 2012 г., мы создали уникальное предложение, но спрос на наше предложение за шесть лет по-прежнему невелик. И в первую очередь – из-за малого количества электромобилей. Их не продают на российском рынке. Сегодня в России официально представлены только крохотный Renault Twizy, коммерческий электромобиль Kangoo Z.E. и подключаемые гибриды BMW.

Изначально мы планировали поэтапно увеличивать сеть зарядных станций, основываясь на планах автопроизводителей по выводу на российский рынок широкой линейки электромобилей. Однако их планы так и не были реализованы. Соответственно и нам пришлось скорректировать свои планы. При этом технически энергосистема готова к увеличению количества электротранспорта в Москве и области. Вопрос к автопроизводителям: когда начнутся официальные продажи электромобилей в России, доступных для массового покупателя, с официальным техническим обслуживанием в дилерских центрах?

Чтобы ввезти машину в Россию, минимально требуется три месяца. Нам, чтобы поставить зарядную станцию, максимально требуется два месяца. Как только производители объявят официально о старте продаж электромобилей в России или статистика покажет резкий рост продаж электромобилей на вторичном рынке Московского региона, мы будем готовы увеличивать количество зарядных станций.

А.Г.: Каковы ближайшие перспективы развития зарядной инфраструктуры в условиях низкого спроса?

Г.С.: Изначально проект «МОЭСК-EV» подразумевал внедрение и освоение новых технологий, научно-исследовательскую работу и создание пилотной сети зарядных станций. Основной целью проекта «МОЭСК-EV» был поиск решения по управлению зарядными станциями, а также решения вопроса выравнивания пиков потребления электроэнергии, поиск решения сложной технологической задачи – поддержания баланса между потреблением и выработкой электроэнергии.

В настоящий момент в Московском регионе генерируется порядка 18 ГВт в год, при этом среднее потребление по году составляет 12-13 ГВт. Таким образом, есть резерв мощности, который позволяет заряжать тысячи электромобилей. В среднем в сутки потребляется не более 70% от максимально возможной выработки энергии. В течение суток в энергосистеме появляются пики потребления: вечерний максимум длится примерно с 19:00 до 22:00, а утренний пик потребления приходится с 7:00 до 10:00. В эти периоды сети загружены в зависимости от времени года более чем на 90%. После этих пиков потребления возникают ночной и дневной спады. Спрос на энергию в ночное время сокращается до 30-35% от установленной мощности.

Неравномерный график энергопотребления требует больших затрат с точки зрения энергосистемы. Если энергосистема будет работать на одном уровне нагрузки, то себестоимость электроэнергии будет гораздо ниже и надежность сетей будет выше. Поэтому мы рассматриваем электромобили как накопитель электроэнергии, а зарядную инфраструктуру видим как элемент Smart Grid, который позволяет перераспределять неравномерную нагрузку с пиковых часов на ночные или дневные провалы. В идеале – в часы простоя энергосистемы электромобили заряжаются, а в часы пик – выдают запасенную в аккумуляторах энергию обратно в сеть. Это можно назвать «виртуальной электростанцией».

А.Г.: Как принимается решение об установке станции? Учитываются ли при этом обращения жителей Москвы?

Г.С.: Зарядные станции в сети «МОЭСК-EV» ставились по принципу удобства для электромобилистов и наличия разрешения владельцев земельного участка. Поэтому большая часть зарядных станций стоит возле объектов МОЭСК, потому что нам не требовалось получать дополнительные разрешения. При этом мы стараемся учитывать пожелания владельцев электромобилей, поэтому некоторые станции мы специально переносили на более удобные места для электромобилистов. В 2015 г. по соглашению с правительством Москвы началась установка зарядных станций на территории муниципальных парковок. В свою очередь правительство Москвы выпустило постановление, которое разрешило электромобилям в столице парковаться бесплатно. Часть зарядных станций стоит возле торговых и дилерских центров, на АЗС «Лукойл». Мы поставили станцию возле гостиничного комплекса в Измайлово и в аэропорту Внуково.

К нам стали обращаться строительные компании, которые на территории своих коттеджных поселков и жилых комплексов ставят зарядные станции. Их мы обеспечиваем необходимой мощностью и помогаем с технологическим присоединением. Причем часть застройщиков планирует управлять зарядной станцией самостоятельно, а часть включается в нашу сеть. Также одним из партнеров расширения сети зарядных станций могут быть управляющие компании. Сегодня мы работаем над механизмом появления зарядных станций во дворах с их помощью.

А.Г.: Предлагалось устанавливать зарядные устройства в жилых комплексах и на придомовых территориях многоквартирных домов. Реализуется ли данная идея?

Г.С.: В июне этого года мы установили первую зарядную станцию в жилом районе, в Марьино, во дворе жилого дома на территории «умного» квартала. Этот опыт показал востребованность такой услуги именно в жилых районах. Что еще раз подтверждает тезис о необходимости зарядных станций в двух конечных точках маршрута. У большинства людей он выглядит так: дом-работа или дом-место проведения досуга. Причем дом – это ключевая точка, важная для энергетиков: электромобили, максимально заряжающиеся ночью могут сглаживать ночной провал потребления электроэнергии.

А.Г.: Сколько времени сегодня занимает полная зарядка электромобиля?

Г.С.: Выбор зарядной станции для установки обуславливается местом ее использования. Так называемая «медленная» ЭЗС мощностью 22 кВт востребована там, где электромобилист проводит большую часть своего дня, например, на работе или дома. Такие зарядные станции очень востребованы возле торговых центров и крупных гипермаркетов, возле фитнес-центров, где любой посетитель проводит как минимум два-три часа. Время зарядки зависит от объема батареи и остатка заряда в ней. Так, при небольшой потребности время зарядки составляет от 30 минут и до шести часов, если батарея разряжена полностью.

Для АЗС и междугородных магистралей наиболее актуальны так называемые «быстрые» ЭЗС мощностью 50 кВт, способные подзарядить полностью разряженную батарею за 20-40 минут.

А.Г.: Зарядные станции в Москве устанавливают сегодня две компании – МОЭСК и Мосэнерго?

Г.С.: Есть и другие компании, которые пробуют ставить зарядные станции, создавать сети из нескольких зарядок. ПАО «МОЭСК» стало пионером в этом движении, мы первыми вышли на рынок с готовым предложением, которое сформировало спрос на услугу по зарядке электромобилей. При этом любая компания, которая планирует поставить свою зарядную станцию, в том числе Мосэнерго, все равно обращается в МОЭСК за техническим подключением, выделением мощности, прокладкой кабеля от трансформаторной подстанции до зарядной станции. Потому что этот вид работ в Московском регионе выполняет только МОЭСК как электросетевая компания. При этом зарядные станции Мосэнерго принадлежат им и управляют ими они самостоятельно.

А.Г.: Сегодня для пользования зарядными станциями выдаются специальные карты. Рассматриваются ли варианты их модернизации? Может, в будущем можно будет получать доступ к станции с помощью транспортной карты «Тройка»?

Г.С.: Зарядная станция – это, в первую очередь, источник электроэнергии и дорогостоящее оборудование. Поэтому мы считаем, что доступ к ней должен быть ограничен наличием специальной карты, либо мобильным приложением, которым воспользуются только те люди, которым действительно надо зарядить электромобиль. Такие карты мы предусмотрели несколько лет назад, они бесплатно выдаются владельцам электромобилей по их заявлению. На сегодняшний день выдано более 390 карт. С помощью такой карты можно открыть зарядную станцию, начать зарядку. При этом лючок зарядной станции закрывается, что позволяет владельцу электромобиля не беспокоиться о том, что кто-то может подойти и выдернуть его зарядное устройство из станции. По окончании зарядной сессии владелец электромобиля также с помощью карты открывает лючок, вынимает свое зарядное устройство.

Сегодня мы работаем над тем, чтобы уходить от использования карт и пользоваться специальным мобильным приложением. На наш взгляд, мобильное приложение должно работать в отношении зарядных станций не только Москвы и Московской области, но и по всей России. Это упростит жизнь электромобилистам и даст им больше возможностей для перемещений по стране.

А.Г.: Есть ли вероятность, что будет введена плата за пользования такими станциями?

Г.С.: В настоящий момент электромобили в сети «МОЭСК-EV» заряжаются безвозмездно. Мы как электросетевая компания не имеем права по российскому законодательству взимать плату за электроэнергию, потребленную на зарядной станции. Однако вопрос о введении платы за пользование зарядной станцией обсуждается на различных уровнях власти. И здесь должна быть воля государства – оно может отрегулировать этот рынок и дать четкие понятные правила в виде законодательных актов, регулирующих отношения электросетевой, энергосбытовой компаний, компаний-операторов сети, прописать четкие тарифы на такую услугу. Отсутствие такого регулирования приводит к тому, что зарядная инфраструктура в России не так бурно развивается, как во всем мире.

Частные компании, которые уже ввели плату за пользование зарядной станцией, предоставляют услугу по зарядке, оплачивая в свою очередь счета за потребленную электроэнергию в целом, без привязки к конкретной ЭЗС.
Электросетевая компания так сделать в соответствии с российским законодательством не может.

А.Г.: Сколько приблизительно в Москве электромобилей?

Г.С.: По данным аналитического агентства «Автостат», в Московском регионе по состоянию на 1 января 2018 г. насчитывалось 404 электромобиля (328 в Москве и 76 в Подмосковье). То есть на одну зарядную станцию «МОЭСК-EV» приходится около 10 электромобилей, что сопоставимо с общемировой статистикой. Особенно если учесть, что существенная доля среди них – это электромобили Tesla, которые, как правило, заряжаются в гаражах своих владельцев.

А.Г.: Сколько в среднем зарядок в день происходит на одной станции?

Г.С.: Мы считаем не зарядными сессиями, а количеством потребленной энергии. Потому что кому-то надо чуть-чуть энергии, лишь подзарядить батарею, а кому-то требуется длительная зарядка. Но в среднем по Московскому региону на одну зарядную станцию в день приходится 0,6-0,7 сессии зарядки электромобиля. То есть меньше одного электромобиля в день.

А.Г.: Какая станция в сети является самой популярной, а какая используется мало?

Г.С.: Наиболее популярные зарядные станции у нас расположены по адресу: ул. Садовническая, д. 36. С них и начиналась сеть «МОЭСК-EV», там установлена быстрая зарядная станция АВВ, которая не простаивает практически никогда. Еще популярностью пользуется зарядная станция на муниципальной парковке по адресу: ул. Бахрушина, д. 20, а также ЭЗС в Сколково и возле дилерского центра «Рольф» на ул. Обручева, на АЗС «Лукойл» в направлении аэропорта Шереметьево.

При этом мы видим, что по количеству потребленной энергии новая ЭЗС в жилом районе Марьино выходит на уровень с этими зарядными станциями. Только за первые 1,5 месяца работы зарядной станции потребление составило 538,4 кВт/ч, что больше, чем на самой популярной зарядной станции сети «МОЭСК-EV», «быстрой» ЭЗС, расположенной на ул. Садовническая.

А.Г.: Каковы перспективы развития электротранспорта в России и конкретно в Москве?

Г.С.: Пока рынок электротранспорта в России развивается не благодаря, а вопреки: усилиями бизнеса, усилиями людей, которые выбирают экологически чистый и более дешевый в обслуживании электротранспорт. В других странах рынок электромобилей развивался во многом при поддержке государства и стимулирующих мер. Обнадеживает принятая российским правительством «Стратегия развития автопрома до 2025 года», в которой сделан большой акцент на поддержку электротранспорта.

Сейчас, как говорится, мяч на стороне автопроизводителей. Открытие официальных продаж наиболее популярных во всем мире марок электромобилей с их сопутствующим техническим обслуживанием, появление в российских регионах монетарных и немонетарных льгот для электромобилистов смогут за считанные годы увеличить рынок.

В столице рынок медленно, но растет год от года. Московское правительство много усилий прикладывает к тому, чтобы электротранспорт развивался. Только отмена платы за парковку для электромобилей в Москве приводит к экономии в среднем около 300 тыс. руб. ежегодно для каждого электромобилиста. Появление на улицах нашего города электробусов сможет не только заметно снизить нагрузку на экологию, но и помочь нам выравнивать дневные провалы потребления электроэнергии. По опыту других столиц мира люди стали пересаживаться на электромобили, когда для них отменили транспортный налог и временно разрешили ездить по выделенным полосам для общественного транспорта.