![](http://magazine.gasad.ru/wp-content/uploads/2024/01/Спиридонова-Наталья-Дмитриевна.jpg)
Какой формат АЗС выбрать для арктических условий, как сэкономить 10 миллионов на строительстве и чем накормить туристов, которые приехали полюбоваться северным сиянием, – беседуем с генеральным директором сети АЗС EVECTA Наталией Спиридоновой.
АЗС «ООО ИВЕКТА ГРУП» – молодая активно развивающаяся сеть АЗС в Мурманской области. Комплексы EVECTA называют точкой знакомства с российским севером. Бренд, который стал узнаваемым всего за один год, подарил местным жителям и туристам северных регионов 3 комплекса АЗС, самобытную кухню в придорожных кафе с первыми на севере станциями для зарядки электромобилей. Насколько сложно открыть АЗС в Заполярье, нам рассказала генеральный директор сети EVECTA Наталия Спиридонова.
Наталия Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, о вашей сети АЗС.
– В ноябре 2022 года мы построили свой первый объект – комплекс в поселке Печенга. На его долю выпали самые сложные испытания. Когда мы начинали над ним работать, в стране бушевала эпидемия коронавируса, рушились привычные логистические цепочки, цены были нестабильными, – планировать стройку было сложно. Но, тем не менее, мы успешно открылись. И за год построили ещё один объект – это АЗС в поселке Ловозеро. Если первый объект больше предназначался для местных жителей и приезжающих на север по работе – селу Печенга была необходима заправка поблизости, – то Ловозеро – это туристическое место с редкой самобытной деревней северных народов и оленьей фермой, – и здесь наша АЗС стала настоящей достопримечательностью. Как резидент Арктической Зоны РФ, этот статус мы получили в 2021 году, мы смогли воспользоваться льготами и без торгов получили земельный участок под строительство.
Насколько сложно строить АЗС на севере?
– Любая стройка с нуля на севере гораздо сложнее. Север – это не только холод, мороз, но и неудобная для строительства почва – скалы и болотистая местность. На первоначальном этапе мы много изучали технологию строительства заправочных комплексов и пришли к выводу, что самый подходящий вариант – мобильная АЗС с наземным резервуаром. На стационарных сетевых заправках резервуар размещается под землей, для застройщика такой проект более сложный в плане согласований и разрешительной документации. Это первое.
Второе, что мы поняли, проведя анализ предполагаемых затрат, – строительство АЗС с подземным резервуаром добавляет к общей стоимости объекта 10 млн. рублей. В нашем случае, учитывая, что АЗС в Печенге находится в малом населённом пункте, и мы не рассчитывали на большой трафик, 10 млн. – приличная сумма. Ещё один важный момент, на стационарных АЗС, как правило, устанавливаются подземные резервуары, вмещающие 25 кубических метров топлива каждого вида. В 30-тикубовой емкости мобильной АЗС три вида топлива АИ92, АИ95 и дизель мы разместили в трёх отсеках. Это удобно и выгодно.
Вам приходится конкурировать со стационарными АЗС?
– Конкурировать, конечно, приходится. Первую АЗС в Печенге мы разместили на трассе, поближе к основному потоку транспорта. Мы понимали, что водители по привычке заезжают на стационарные заправки, которые здесь построены давно, поэтому нужно было предложить что-то новое. Тем более, мы не планировали зарабатывать только с помощью топлива. На АЗС мы открыли придорожное кафе, где можно перекусить арктическим стрит-фудом. Уже при строительстве мы заложили более просторное помещение для посадки гостей. Меню нам разработал шеф-повар, наши бургеры с олениной и розовой говядиной известны всем проезжающим мимо туристам. Северная кухня сейчас популярна по всему миру, именно она стала визитной карточкой бренда EVECTA.
![](http://magazine.gasad.ru/wp-content/uploads/2023/12/EVECTA-Ловозеро-1024x681.jpg)
Мы смогли показать людям, что север может быть гостеприимным, сделали ставку на высокий уровень сервиса и заботу. Мы не первые в Мурманской области открыли АЗС мобильного формата, но первыми привнесли в неё совсем другое содержание. У нас есть даже станции для зарядки электромобилей. В нашей местности нечасто встретишь автомобиль, который работает на электричестве, и всё же за ними будущее, их будет всё больше – и мы будем первыми заправками, которые будут заправлять электрокары на севере.
Как выбирали поставщика топливораздаточного оборудования?
– На двух из трёх АЗС, которые мы открыли в течение года, установлены мобильные АЗС Benza. Для нас было важно работать с опытным поставщиком, с изготовителем, который не боится сложных объектов и будет надежным помощником в строительстве нестандартной АЗС. Наш первый объект стал своего рода экспериментом. К изготовителю мы обратились с просьбой нанести на резервуар наш фирменный дизайн. Так как резервуар – это часть АЗС и его хорошо видно, мы решили сделать из него арт-объект, некий рекламный носитель, который будет транслировать наш бренд и будет виден издалека. Задумка полностью удалась, мы оценили это во время открытия, на фотографиях можно увидеть, какой эффектной получилась «бочка» нашей мобильной АЗС. Скажу даже больше, мобильная станция к нам доставлялась с помощью трала, проехала через всю страну и во многих регионах успела похвастаться своим дизайном.
Я бы ещё отметила вот что, – оборудование дорогостоящее, многие изготовители, стараясь снизить цену, экономят на толщине металла или на чем-то другом. Было бы неразумно рисковать, тем более, что стройка у нас намечалась в нестандартных климатических условиях. На севере важно, чтобы всё работало надёжно и исправно. Мы обращали внимание на качество швов, покраску, герметичность, надежность, противопожарные технологии и, в целом, чтобы клиентам на трассе было удобно заправляться.
![](http://magazine.gasad.ru/wp-content/uploads/2024/01/photo_5215705132489100632_y-1024x681.jpg)
Как быстро планируете окупить инвестиции? И какие планы у EVECTA в наступившем году?
– Как я уже говорила, процесс строительства нашего первого объекта был непростым. Инвестиции составили более 30 млн. рублей. Для сравнения, комплекс в поселке Ловозеро обошелся нам дешевле. Планы по окупаемости были очень оптимистичные, пока 2022-й год и начало спецоперации не внесли свои коррективы. Не секрет, что достаточно напряженными стали отношения с европейскими странами. Недалеко от нас проходит норвежская граница. Сейчас турпоток иностранцев стал не таким большим, чтобы на нём зарабатывать. Но попадание в туристическую волну с нашими колоритными кафе оказалось стопроцентным. Активно развивается внутренний туризм, в течение 6-ти лет мы планируем окупить вложения.
![](http://magazine.gasad.ru/wp-content/uploads/2024/01/photo_5215303978248687277_y-1024x682.jpg)
Сейчас в работе новые объекты EVECTA – мы купили две АЗС, которые планируем модернизировать. Ещё один комплекс с мобильной АЗС планируем открыть в селе Териберка. Это всё та же Мурманская область. Село находится за полярным кругом, поэтому часто его называют краем земли. Когда оказываешься там, легко в это веришь. Териберка расположена на берегу Баренцева моря. Местные жители всегда здесь ловили рыбу, не сомневаюсь, что именно здесь наши бургеры с семгой будут самыми вкусными. Надеемся, что Benza как наш постоянный партнёр поможет нам сделать на краю земли не менее впечатляющий объект, чем мы уже построили. Приглашаем полюбоваться северным сиянием и отведать арктический стрит-фуд.
Нет Комментариев