Падение спроса на моторное топливо вынуждает нефтяников задумываться о снижении добычи. По итогам года падение объемов переработки может составить 10%. Кроме того, по оценкам экспертов, в России могут вовсе закрыться «неэффективные» заводы, занимающиеся первичной переработкой сырья.

Как рассказал «Известиям» источник в отрасли, сегодня представители нефтяных компаний всё чаще в кулуарах заявляют о возможном снижении объемов переработки. Эту информацию подтвердил один из представителей розничного рынка.

— Да, я слышал об этом. Такие разговоры всё чаще стали вестись в последнее время. Нефтяников не устраивает сегодняшняя цена при падении спроса, — пояснил собеседник.

В «Роснефти», «Лукойле», «Газпром нефти», «Сургутнефтегазе» не ответили за запрос «Известий». А в «Башнефти» заявили, что «производство регулируется потребностями рынка и эффективностью».

Согласно данным анализа нефтяной отрасли компании VYGON Consulting, уже по итогам 2015 года в России был отмечен спад спроса на моторное топливо. Так, этот показатель упал на 1,3%, в то время как в среднем с 2004 года рост составлял 3,3%.

В начале года нефтяники из-за падения спроса уже снижали объемы переработки и увеличивали экспорт. По данным ЦДУ ТЭК, в январе наблюдалось падение производства бензинов в стране на 6,1% к январю 2015 года. За январь-февраль 2016-го — на 3,6% к показателям прошлого года.

К тому же с 1 января 2016 года увеличилась фискальная нагрузка: ставка акциза на бензин «Евро-5» увеличилась до 7,53 тыс. рублей за тонну против 5,53 тыс. рублей за тонну в 2015 году, а на не соответствующий пятому классу бензин — до 10,5 тыс. рублей за тонну против 7,3 тыс. рублей за тонну в 2015 году. Кроме того, по инициативе Минфина с 1 апреля акцизы на бензин повысились еще: на «Евро-5» — до 10,13 тыс. рублей за тонну, а на бензин, не соответствующий пятому классу, и прямогонный — до 13,1 тыс. рублей.

Игроки оптового звена, опасаясь, что это приведет к дефициту предложения, стали закупать топливо впрок. На фоне этого оптовые и биржевые цены на бензин с начала года выросли на 20%. Но на розницу это не оказало никакого влияния. И цена стоимости литра на АЗС не увеличилась в такой же пропорции.

Так, по последним данным информационно-аналитического центра «Кортес», средняя стоимость АИ-92 в России — 34,58 рубля. При этом рост с начала года составил всего 1,5%. АИ-95 — 37,4 рубля, рост — 1,4%. Дизельное топливо стоит 35,24 рубля, при этом цена показала и вовсе отрицательную динамику (-1%).

По словам Антона Рубцова, директора по развитию бизнеса VYGON Consulting, при высоких ценах на нефть даже простые по конфигурации НПЗ в РФ получали сверхвысокую маржу (в разы больше, чем сложные европейские заводы).

— При этом отсутствовали какие-либо стимулы для углубления переработки. Для запуска процесса модернизации не так важен уровень операционной доходности НПЗ, как соблюдение двух условий. Во-первых, необходимо, чтобы разница между стоимостью «светлой» корзины нефтепродуктов и ценой перерабатываемого «темного» сырья (к примеру, мазут) покрывала инвестиции в новый углубляющий процесс. Во-вторых, НПЗ в новой конфигурации должен иметь положительную маржу, — напоминает собеседник.

По его словам, в условиях падения цен на нефть таможенная субсидия НПЗ (разница между пошлинами на нефть и нефтепродукты) сократилась, что сделало «простую» переработку убыточной — за исключением заводов, имеющих выгодное расположение или перерабатывающих сырье более высокого качества. Это означает, что неэффективные простые НПЗ будут вынуждены либо закрыться, либо модернизироваться. Это также касается «простых слоев» переработки сложных НПЗ, которые не покрываются углубляющими процессами.

— При цене на нефть $40 за баррель мы ожидаем дальнейшее сокращение первичной переработки до 274 млн т в 2016 году при продолжающемся росте загрузки углубляющих процессов, — говорит эксперт.

По данным VYGON Consulting, маржа типовых НПЗ (для разного расположения, качества входящей нефти и конфигурации) находится в диапазоне от -$6,1 до $4,8 за баррель.

По словам собеседника, знакомого с планами компаний, не исключено, что производство моторных топлив может сократиться на 10% по году.

По словам Юрия Станкевича, заместителя председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, на сегодняшний момент ситуация на розничном рынке выходит «за рамки расчетов и здравой логики».

— Я полагаю, что рост цен к январю при текущих условиях составит 7–10%, говорит собеседник.

В Минэнерго и ФАС прогнозируют по итогам года рост цен на бензин на уровне инфляции — около 8%.

izvestia.ru