Январь завершился успешно, но это не повод расслабиться.

Несмотря на старт ремонта Московского НПЗ в начале января, российская нефтепереработка успешно завершила первый месяц 2017 года. Так, по предварительным данным «ЦДУ ТЭК», за январь в России произведено около 3,08 млн т высокооктанового бензина класса 5, что лишь на 50 тыс. т ниже уровня января прошлого года. Среднесуточную выработку автобензина в январе по сравнению с декабрем существенно снизили только две компании: «ЛУКОЙЛ» примерно на 15% и «Газпром нефть» на 20%.

При этом российские производители существенно увеличили поставки бензина на внутренний рынок. Несмотря на отрицательную премию внутреннего рынка по бензинам, которая держится с начала 2017 года, в январе на внутренний рынок отгружено 2,83 млн т высокооктанового бензина класса 5, что на 0,22 млн т превышает аналогичный показатель января прошлого года. Скорее всего, сказалось внимание ФАС России к ситуации на внутреннем рынке.

Отгрузка бензина на внутренний рынок была увеличена за счет сокращения экспорта. По предварительным данным «ЦДУ ТЭК», экспорт высокооктанового бензина класса 5 в январе 2017 года, составил 0,21 млн т против 0,38 млн т в январе 2016 года.

Увеличение отгрузок автобензина на внутренний рынок на фоне сезонного снижения потребления топлива привело к росту запасов товара у нефтяных компаний. По данным «ЦДУ ТЭК», товарные остатки автобензина на НПЗ и ПНПО ВИНК 30 января составили 1,68 млн т против 1,54 млн т в начале месяца.

Итоги января выглядят весьма позитивно, однако важно понимать, что накопленные за месяц примерно 140 тыс. т запасов бензина могут быть израсходованы уже в феврале из-за остановки Московского НПЗ на длительный ремонт. Ускорить расходование запасов бензина также может наблюдаемый рост экспортного паритета, который способен привести к перенаправлению товара на экспорт некоторыми производителями.

Через несколько недель расходование запасов бензинов ускорится на фоне старта ремонтов на ЯНОСе (начало 1 марта, большая часть установок встанет на 40 дней), а также на Салаватском НПЗ и КИНЕФе во второй половине марта.

Наконец, динамика запасов бензинов на НПЗ и ПНПО ВИНК в конце января говорит о том, что процесс их расходования, судя по всему, уже начался. По данным «ЦДУ ТЭК», 30 января запасы бензина были примерно на 12 тыс. т ниже, чем 23 января. Запасы были стабильны на ПНПО, однако снизились на НПЗ.

Производство нефтепродуктов в феврале может сократиться сильнее первоначальных планов.

Обновленный график ремонтов НПЗ «ЦДУ ТЭК» показал, что объем выбывающих мощностей первичной переработки нефти не сократится в феврале, так как некоторые компании решили продлить сроки ремонтов установок, рассказали источники на рынке.

Ремонты «первичек» продлены на Волгоградском НПЗ, Новокуйбышевском НПЗ и Рязанской НПК, кроме того, на Нижегородском НПЗ установка первичной переработки нефти АВТ-1 выведена в резерв на первую половину февраля.

В результате простаивающие мощности по первичной переработке сырья в феврале могут вырасти при-мерно в 2 раза к первоначальному плану. Увеличение простаивающих мощностей в феврале может привести к более существенному снижению выработки нефтепродуктов в сравнении с изначальными планами, полагают участники рынка.

Боковик на рынке бензина завершается

Вторую неделю подряд значения биржевых индексов Москва для бензинов незначительно повышаются. За неделю с 23 по 27 января индексы повысились примерно на 130–170 рублей, а за неделю с 30 января по 3 февраля — на 200–240 рублей.

Спрос на бензины на бирже заметно активизировался во второй половине прошлой недели. Причиной тому стали несколько факторов. Во-первых, рост мировых цен на нефть и нефтепродукты на фоне стабильного курса рубля к доллару привел к тому, что 31 января–2 февраля экспортный паритет для автобензина класса 5 производства Московского НПЗ составлял в среднем около 45500 руб./т против примерно 44000 руб./т 27–30 января.

Укрепление рубля к доллару в конце прошлой недели, скорее всего, приведет к снижению экспортного паритета с исторических максимумов. Однако в ближайшие дни курс рубля могут ослабить покупки валюты Минфином РФ, о которых было объявлено в прошлую пятницу.

Во-вторых, на фоне остановки Московского НПЗ увеличился поток клиентов на нефтебазы, на которые сбытовое предприятие «Газпром нефти» ранее завезло бензины. Видя существенный рост выборки товара в начале февраля, некоторые участники регионального рынка приняли решение пополнить запасы, в результате на биржевых торгах появился дополнительный спрос. Закупки бензина на СПбМТСБ на прошлой неделе также активизировали несколько нефтяных компаний, рассказали источники.

Увидев активизацию спроса на бензины, одна из крупных нефтяных компаний в середине прошлой недели стала копить спрос и приступать к продажам товара ближе к концу торговой сессии.

Прошлая неделя показала, что баланс спроса и предложения на рынке бензина только начал меняться, однако цены сразу отреагировали на первые тревожные сигналы. В этой связи российский рынок бензина уже в середине февраля может выйти из боковика и перейти к устойчивому росту цен.

Продажи авиакеросина на хабе МАУ могут пойти в зачет Совместного приказа

Источники на рынке рассказали, что ФАС России может начать засчитывать в качестве выполнения Совместного приказа продажи авиакеросина на балансовом пункте МАУ, который объединяет аэропорты московского авиаузла. Целью, по мнению собеседников, является концентрация ликвидности на одном базисе, формирование за счет этого репрезентативного ценового индикатора для российского рынка авиакеросина, и отчасти — борьба с использованием керосина для производства зимних марок дизельного топлива на нефтебазах.

В 2016 году в адрес аэропортов Домодедово, Шереметьево и Внуково отгружено ж/д транспортом 1,92 млн т авиакеросина. Крупнейший грузоотправитель — «ЛУКОЙЛ», который отгрузил с трех НПЗ 1,15 млн т товара. «ЛУКОЙЛ» продает на СПбМТСБ авиакеросин через свою дочернюю компанию «ЛУКОЙЛ-Аэро» исключительно на балансовых пунктах.

В число крупнейших грузоотправителей авиакеросина в адрес московских аэропортов в 2016 году также вошли Омский НПЗ «Газпром нефти» и ЯНОС, которым «Роснефть» и «Газпром нефть» владеют на паритетных началах.

«Роснефть» и «Газпром нефть» выполняют существующие требования Совместного приказа в части реализации авиакеросина на биржевых торгах на базисах НПЗ. На биржевых торгах ЯНОС является единственным крупным продавцом авиакеросина на рынке Центрального федерального округа, а Омский НПЗ — крупнейший продавец авиатоплива на рынке Западной и Центральной Сибири.

Участники рынка полагают, что «Роснефть» и «Газпром нефть» могут переориентировать биржевые объемы авиакеросина производства ЯНОСа и Омского НПЗ со станций отправления заводов на МАУ, если такие продажи пойдут в зачет выполнения Совместного приказа. Собеседник в ФАС России сказал, что решение о зачете продаж авиакеросина на МАУ в качестве выполнения Совместного приказа еще не принято.

В настоящее время продажи нефтепродуктов на балансовых пунктах не ограничены, однако эти объемы не идут в зачет выполнения Совместного приказа.