Глава “Роснефти” Игорь Сечин попросил президента РФ Владимира Путина поручить правительству перенести уплату акцизов с производителей нефтепродуктов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), на АЗС.

По перерабатывающей отрасли ударили проведенные правительством в 2013-2016 годах налоговые маневры. Отсутствие стимулов для эффективности этого бизнеса является одним из ключевых факторов, который давит на котировки “Роснефти”. В частности, Сечин просит синхронизировать принятие нового налога на дополнительный доход (НДД, будет взиматься с финансового результата – выручки за вычетом расходов на добычу и транспортировку), который должен заработать с 1 января 2019 года, с поддержкой нефтепереработки.

“Действующая налоговая система “препятствует завершению программы модернизации заводов “Роснефти” и создает “системные риски в области стабильного обеспечения нефтепродуктами российских потребителей, включая наиболее уязвимые с точки зрения логистики регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока”, – пишет РБК, цитируя письмо.

При этом Минфин выступил против предложения “Роснефти” – оно не имеет смысла, отметил изданию представителя министерства. “Значительный объем нефтепродуктов (около 30%) в принципе не реализуется через розничную сеть, отсутствие контроля за движением нефтепродуктов, реализуемых без акцизов в опте, неизбежно привело бы к увеличению нелегального оборота этих товаров,” – объяснил он.

В конце прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэнерго совместно с ФАС и ФНС обеспечить в первом квартале 2018 года разработку проектов правовых актов, предусмотренных законопроектами, направленными на введение НДД.

Министерствам также поручено проработать вопросы упрощения порядка администрирования капитальных затрат нефтяников и рассмотреть возможности определения совокупной налоговой базы для смежных лицензионных участков, разрабатываемых в рамках единого проекта, с целью расчета НДД.

Что такое НДД

Сейчас нефтяные компании платят взимаемые с выручки налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Налог на дополнительный доход должен частично заменить НДПИ. При этом уплата НДПИ сохраняется, но на более низком уровне. Ставка НДД составит 50%, в отличие от НДПИ он будет взиматься не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа – новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; вторая группа – месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; третья группа – действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн); четвертая группа – новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.

Для новых месторождений предусмотрены льготные налоговые условия: льготный период по уплате НДПИ, перенос убытков текущего периода на будущие периоды, а также учет исторических убытков для новых месторождений новых регионов нефтедобычи.

Пилотный проект планировалось запустить с 2018 года, был определен список месторождений, на которых предполагалось опробовать новую систему, однако законопроект до сих пор не внесен в Госдуму. Первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер уже признал, что пилотный проект по переходу нефтяных месторождений на НДД будет запущен не раньше 2019 года.

Перечень пилотных проектов из действующих месторождений Западной Сибири включает 35 лицензионных участков, разрабатываемых “Роснефтью”, “Лукойлом”, “Газпром нефтью”, “Сургутнефтегазом” и другими компаниями. Совокупная добыча нефти в 2016 году по этим участкам составила 14,7 млн тонн, извлекаемые запасы нефти – около 900 млн тонн.