Биржевые цены на бензины достигли своих исторических максимумов за все время проведения биржевых торгов.

При этом сдерживание розничных цен привело к тому, что в ряде регионов продавцы топлива на АЗС реализуют бензины с существенным убытком, что в перспективе может привести к ситуации не только сокращения, но и прекращения розничных продаж некоторыми операторами.

По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи на некоторых НПЗ биржевые цены бензинов уже в среду обновили исторические максимумы. Так, последняя сделка с бензином Регуляр-92 производства Самарской группы НПЗ 28 марта была заключена по цене 44056 ₽/т, что является самой высокой ценой этого товара за всю историю биржевых торгов. Биржевой индекс Московского региона для бензина Регуляр-92 составил 45390 ₽/т, а для Премиум-95 — 47216 ₽/т, не дотянув до исторического максимума нескольких десятков рублей.

Бензины дорожают на российском рынке из-за резкого роста экспортного паритета в последние дни. Так, 27 марта экспортный паритет для автобензина производства Московского НПЗ составил примерно 51000 ₽/т, а средний показатель за последние 5 торговых дней — около 50500 ₽/т.

С третьей декады марта производители начали продавать на СПбМТСБ апрельские объемы бензина, что сопровождалось сокращением реализации товара. Кроме того, нефтяные компании накапливают запасы бензина к 1 апреля. Это привело к уходу части бензина с оптового рынка в запасы.

Резкий рост биржевых цен на бензины уже привел к тому, что в некоторых регионах реализация на АЗС закупаемого на бирже Регуляр-92 сократилась до минимума или начала приносить убытки (см. таблицу Расчет маржинального дохода АЗС по бензину Регуляр-92 от биржевого регионального индекса). Так, убыток от розничной реализации бензина Регуляр-92 в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске оценивается в 30–40 копеек на литр при издержках АЗС на уровне 4 рублей на литр. В Самаре, Новосибирске и в Хабаровске заправки зарабатывали 10–40 копеек на литр, продавая Регуляр-92.

НП «СПТР» выражает обеспокоенность политикой крупный игроков топливного рынка – нефтяных компаний, которые искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС и для конечных потребителей – промышленных компаний и сельхозпроизводителей. Дальнейшее развитие ситуации приведет к закрытию целого ряда АЗС, не принадлежащих крупным нефтяным компаниям, а также ударит по карманам российских автолюбителей и негативно повлияет на экономическое состояние сельхоз предприятий во время подготовки к весенне-полевым работам.

НП «СПТР» призывает ФАС обратить внимание на кризисную ситуацию на топливном рынке, связанную как с ценовой динамикой, так и с дефицитом нефтепродуктов, и настаивает на принятии решения регулятором о расширении нормативов продажи топлива на биржевом рынке, что в текущих условиях является фактически единственным реальным средством разрешения сложившейся ситуации.

Материал канала “Россия 24”, смотрите прямо сейчас: