Согласно опросу, проведенному центром аналитики НАФИ, большинство российских граждан пока не готовы перейти на электромобили. В основном, отказ от электрокаров в пользу привычных авто связан с недостаточно развитой инфраструктурой в России, это отметили 59% опрошенных, и высокой стоимостью экотранспорта, считающейся дорогой для 47% респондентов. Также 32% автолюбителей беспокоят сложности с техобслуживанием, а 25% указали на высокую цену запчастей. Однако обнадеживает тот факт, что россияне стали более информированными о преимуществах электромобилей и перестали верить мифам о них.

Действительно, электромобиль — транспорт не из дешевого сектора, и, покупая его, автолюбитель в первую очередь делает свой вклад в окружающую среду. В среднем стоимость электро автомобиля начинается от 2,5 миллионов рублей, сумма немаленькая для среднестатистического российского водителя.

Кстати, в России начинаются продажи электрического хэтчбека Ora, представлять марку будет Haval Motor Rus. Будем надеяться, что цена будет более демократичной.

В долгосрочной перспективе обслуживание такого транспорта обходится дешевле. В особенности водители электрокаров значительно будут экономить на «заправке» своего авто электричеством, в то время как траты на бензин будут «бить» по кошелькам автолюбителей стандартных машин.

Интересно, что молодежь в возрасте от 18 до 24 лет проявляет большой интерес к электромобилям, считая их модными и современными. В целом  в России растет популярность электромобилей. С августа 2022 года парк авто увеличился на 55%.

И, несмотря на определенные вызовы и препятствия, рост продаж электромобилей в России в начале 2023 года был заметным. В феврале этого года было продано 550 электромобилей, что в два раза больше, чем в том же месяце прошлого года.  Многих автолюбителей пугает сама идея владения электромобилем. Это незнакомый аппарат, к которому нужно будет найти свой подход не только в вождении, но и обслуживании. В частности многих останавливает от приобретения современного экологичного автомобиля проблема с зарядными станциями.

Большинство россиян живут в многоэтажках, во дворах которых и так не хватает парковочных мест. Для обслуживания электрокара нужно будет установить зарядную станцию, на что нужны большие деньги. Кто должен за это отвечать — водитель машины или государство должно обеспечить во дворах зарядные станции? Однако для жителей частных домов установка зарядной станции на территории не вызовет таких больших проблем. 

Чтобы изменить ситуацию и дать толчок развитию рынку современных авто, 28 августа этого года российское правительство представило новую инициативу, направленную на содействие развитию инфраструктуры для электромобилей. Инициатива предусматривает обязательное оборудование заправок (АЗС) зарядными станциями.

Ранее, с 2016 по 2021 год, аналогичная инициатива не вступила в силу из-за отсутствия ясных критериев для установки зарядных станций и недостаточно развитого рынка. Теперь же Министерство экономического развития РФ работает над определением критериев для размещения станций на ключевых федеральных трассах, что способствует расширению инфраструктуры для автомобилей будущего.  Предложение учитывает протяженность транспортных магистралей, их категорию и экономическую целесообразность, что позволит обеспечить равномерное распределение зарядных станций по стране. Таким образом, для многих автолюбителей покупка современного автомобиля станет более привлекательным вариантом.

Важным шагом в развитии инфраструктуры для электромобилей стала программа субсидирования установки зарядных станций. В 2022 году было установлено 493 зарядных станции. В текущем году планируется установить еще 872 станции. Это значительно увеличит доступность зарядок для электромобилей, делая для владельцев эксплуатацию электромобиля более удобной, а также способствуют дальнейшему развитию этого сектора и укреплению экологии страны.

Политика государства в области электромобилей продолжает активно поддерживать и поощрять их использование. Так, в ряде регионов действуют скидки на транспортный налог для электромобилей, что мотивирует автолюбителей переходить на экологически чистый вид транспорта. Скидки 50% на оплату налога предоставляются автолюбителям в Кабардино-Балкарии, Хабаровском крае, Нижегородской и Свердловской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.

Кроме того, в ряде регионов России и вовсе полностью отсутствует транспортный налог, среди таких, конечно же: Москва, Башкортостан, Красноярский край, Кемеровская область и еще 31 регион нашей страны.  В других регионах, где установлены ограничения по максимальной мощности, транспортный налог не взимается до определенных пределов. Например, в Волгоградской, Калининградской, Тюменской, Краснодарском краях и др., автомобили с мощностью до 150 лошадиных сил освобождаются от налога. 

Подведем итог. Правительство России активно работает над созданием благоприятной среды для развития рынка электромобилей, в свою очередь, автолюбители понемногу начинают заходить на эту сторону рынка, прощупывая почву в использовании электрокаров. Инициативы по расширению инфраструктуры и льготы для владельцев электромобилей способствуют росту популярности этого вида транспорта и содействуют улучшению экологии в страны.