Федерация автомобилистов России (ФАР) провела массовую закупку топлива на автозаправках страны с помощью тайных покупателей. Недолив был зафиксирован в 76 процентах случаев. Результаты активисты передали по инстанциям. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на выводы ФАРа отреагировало. Выпустило рекомендации для автовладельцев, дабы те смогли повысить потребительскую и правовую грамотность и отстаивать свои права.
Недолив топлива на российских АЗС фиксируется в 76 процентах случаев. Фото: Ольга Журман/РГ
Недолив топлива на российских АЗС фиксируется в 76 процентах случаев.

Корреспондент отправилась на владивостокские АЗС, чтобы проверить, как работают эти советы.

Колонка за печатью

“Каждая топливораздаточная колонка (ТРК), через которую ведется реализация топлива, проходит контроль точности налива. Как узнать, что она поверена? При малейших сомнениях вы можете потребовать документ, подтверждающий прохождение поверки”, – рекомендует методичка Приморского краевого центра стандартизации и метрологии.

Я объехала шесть АЗС Владивостока, и ни на одной мне сей документ не показали. На АЗС сети Ostwald разговаривать с журналистом не захотели. Работники Benzo сказали, что справка хранится в офисе компании. На заправке компании “ННК-Примор­нефте­продукт” дали совет изучить “Уголок покупателя”. Сертификаты на бензин и дизельное топливо имелись, документ о регистрации предприятия тоже, про поверку ТРК – ни слова.

Странно. Казалось бы, чего проще – сделать копию документа и повесить на всеобщее обозрение?

А вот пломбы на раздаточных колонках имелись всюду. Зачем они нужны? В рекомендациях автовладельцу есть разъяснение – чтобы закрыть доступ как к механической, так и компьютерной настройке агрегата. “В случае отсутствия пломб колонка считается неповеренной, и отпуск нефтепродуктов через нее вести нельзя – это нарушение требований закона”.

– Мы регулярно поверяем топливораздаточные колонки по всему краю в строгом соответствии с методикой. Причем многие проходят эту процедуру вне очереди после технического обслуживания и ремонта, – уточнил директор Приморского центра стандартизации метрологии и испытаний Юрий Белкин.

Мерник нужен редко

Есть и еще один способ проверить колонку на автозаправке, как говорится, “не отходя от кассы”. Для этого на каждой есть мерник – специальный металлический сосуд определенного объема, предназначенный для контроля точности ТРК. Честные продавцы с помощью этого девайса охотно проведут такую проверку на месте по требованию покупателя и продемонстрируют действительный объем налива. В этом уверены специалисты краевого ЦСМ.

При малейших сомнениях можно потребовать документ, подтверждающий прохождение поверки

Энтузиазм владивостокских торговцев топливом я не проверяла, просто попросила показать мерник. Мне не отказали на АЗС Benzo. Работники “ННК-Примор­нефте­продукта” прибор достали, но не разрешили его сфотографировать. Консультировались с начальством по телефону. На том конце провода пошли на принцип: “Нельзя и все!” Но есть профессиональный опыт – тебя в дверь, а ты в окно. Мерник я все-таки сняла. И что в нем секретного?

Судя по тому, что хранятся мерники в укромных местах, пользуются ими нечасто. Оператор АЗС Benzo припомнила, что за семь лет раза три попадались строгие водители, потребовавшие его применения. По другим сетям примерно та же картина, так что автовладельцы Приморья, скорее всего, претензий к АЗС края не имеют.

За недолив накажут

Вскоре в России начнут действовать штрафы для владельцев АЗС за недолив топлива. Законопроект одобрен Госкомиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. По словам главы минпромторга РФ Дениса Мантурова, документ могут внести на рассмотрение в Госдуму до конца года, а вступит он в силу либо 1 января, либо с середины 2019 года.

Советы специалиста

Вадим Краснов, ведущий инженер отдела поверки теплотехнических и механических средств измерений ФБУ “Приморский ЦСМ”:

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
– Заправляйте авто фиксированным объемом, тогда колонка отработает полный цикл отпуска топлива;

– не стоит заправляться на круглую сумму, оплачивая топливо наличными. Колонка не может отсчитать объем с точностью до миллилитров. Вам придется сдачу подарить АЗС. Лучше воспользоваться безналичным расчетом по карте;
– заправляйтесь переменными объемами – малыми и большими, это позволит работать датчику топлива во всем диапазоне уровней;
– не стоит заправлять бак под самую крышку, нефтепродукты очень чувствительны к изменениям температуры;
– настойчиво требуйте соблюдения прав потребителя, а в случае нарушений информируйте надзорные органы – Роспотребнадзор и прокуратуру.

Комментарий

Евгений Ковалев, начальник отдела аккредитации и информации ФБУ “Приморский ЦСМ:

– Почему автовладельцам кажется, что был недолив? Многие опираются на указатель уровня топлива в баке, но прибор дает условные показа“:ния. На его работу влияет даже уклон авто, а кроме того, загрязнение топливного бака и напряжение бортовой сети. Есть любители заправиться “под крышку”. При этом наполняется не только топливный бак, объем которого рассчитан с запасом и с учетом расширения хранимого продукта, но и заправочная горловина. Это также влияет на показатели.