Во второй половине июля на российский рынок вернулась подзабытая история: конкуренция производителей за покупательский спрос. Этому способствовал выход из ремонта большинства крупных НПЗ.

«Газпром газэнергосеть» приступила к активным продажам бензина со своих заводов.

Кроме того, в России были накоплены значительные запасы дизтоплива — более 2,35 млн т, это на 200–300 тыс. т больше, чем год назад.

Казалось, еще немного, и цены пойдут вниз, сокращая премию внутреннего рынка к экспортному паритету.

Однако в конце июля конъюнктура мирового рынка резко поменялась. Финансовые инвесторы (в целом небезосновательно) поверили в рост сырьевого рынка, и нефть не осталась в стороне, прибавив более 10% к концу первой недели августа. Ситуацию усугубило падение рубля к доллару из-за
новых антироссийских санкций США, а также авария на НПЗ Shell в Роттердаме, усилившая рост цен на нефтепродукты в Европе.

В результате премия российского рынка стала таять на глазах, и в настоящий момент в европейской части можно, скорее, обсуждать дисконт внутреннего рынка к мировому.

На глазах стала меняться и тактика продавцов: на смену готовности снижать цену при недостаточном спросе пришли нежелание отдавать товар дешево и попытки начать игру на повышение, «подсушивая» рынок.

Грядущие в сентябре и октябре плановые ремонты НПЗ и выросшие экспортные цены, на наш взгляд, приведут к росту цен на нефтепродукты в европейской части России. Вопрос лишь в том, как быстро произойдет и насколько сильно вырастут цены.

 

Рост, разумеется, будет нелинейным, с остановками и локальными откатами, особенно по бензинам, что связано с распродажей товара Сургутского ЗСК. Но если нашим нефтяным компаниям в мае–июне 2017 года удалось добиться роста внутренних цен при падающей цене нефти, то при растущем мировом рынке они не упустят возможности под-
нять цены и в России.

Что для этого предпримут нефтяники, мы узнаем в ближайшее время. Поводы для роста внутренних цен есть, и производители смогут обосновать его перед регуляторами.

В настоящее время экспортный паритет для летнего дизельного топлива с учетом августовской пошлины составляет 36000–37000 ₽/т для НПЗ в Поволжье. В то же время внутренние цены на этих же заводах находятся на уровне 35100–35650 р/т.

Поэтому если ближе к середине августа одна крупная нефтяная компания проведет на бирже традиционную двух–трехдневную распродажу «отказных» объемов дизельного топлива и/или бензина, то, скорее всего, лучше воспользоваться этой возможностью и купить продукт подешевле.

В Сибири особая ситуация. Цены там уже давно вышли за пределы здравого смысла и не желают в эти рамки возвращаться. Есть надежда на сургутский бензин, однако он уже поехал в европейскую часть России.

По мнению Рината Хантемирова, ПКП «МОБОЙЛ», бессмысленно прогнозировать сибирский рынок, где биржевые индикаторы живут «виртуальной» жизнью и полностью утратили связь с реальностью. На этот счет необходим специальный разбор полетов, который мы опубликуем в ближайшее время.