От заправки до модной стрижки

Какие услуги предложат автопутешественникам многофункциональные зоны дорожного сервиса

Александр Лаврушин

Недавно в Аналитическом центре при правительстве РФ состоялся «круглый стол» на тему «Нормативно-правовое обеспечение и практические направления развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения». Как будет развиваться дорожный сервис в России, разбирался корреспондент «Новых Известий».

shadow

Эксперты туристической отрасли сходятся во мнении, что, как и в этом году, так и в следующем многие россияне предпочтут заграничным турам и курортам отдых внутри страны. При этом основная часть внутренних туристических маршрутов будет осуществляться автомобильным транспортом. В перспективе автотуризм может стать одним из драйверов развития всей российской туристической отрасли и экономики в целом.Сегодня решение о путешествии на собственном автомобиле связано с одной простой формулой: качество дорог, безопасность движения и современный придорожный сервис. По первым двум пунктам наметились ощутимые сдвиги. Так, согласно статистике ГИБДД, число россиян, погибших в ДТП, снижается (по сравнению с прошлым годом?– на 14%). Кроме того, строятся новые участки федеральных автомагистралей и реконструируются уже существующие, – например, в этом году ликвидирован последний грунтовый разрыв на федеральной трассе Р-255 «Сибирь», так что теперь от Москвы до Владивостока можно добраться исключительно по асфальту.

Что же касается качества придорожного сервиса, то тут до последнего момента все было не так однозначно. Да, бизнес продолжает активно застраивать федеральные трассы автозаправочными станциями, кафе и магазинами. Но зачастую они не оснащаются необходимыми удобствами, расположены неравномерно, не обеспечивается безопасность подъездных путей.

Чтобы изменить ситуацию, в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) реализуют Концепцию развития объектов дорожного сервиса (ОДС). Это своего рода пошаговая стратегия, предполагающая систематизацию размещения и стандартизацию услуг объектов дорожного сервиса. В обозримом будущем на всех федеральных дорогах должны появиться так называемые многофункциональные зоны (МФЗ) дорожного сервиса, включающие в себя АЗС, площадки отдыха, пункты питания, магазины.

Самые крупные МФЗ будут оборудованы станциями техобслуживания, мотелями, специальными парковками для туристских автобусов, а также медпунктами и комнатами отдыха, оснащенные скоростным Интернетом. При необходимости, такие зоны можно будет оборудовать вертолетной площадкой и стоянкой спецтранспорта (скорой помощи). В настоящее время, согласно утвержденной Концепции, в Росавтодоре ведется работа по созданию Генеральной схемы размещения ОДС. Схема предусматривает создание и равномерное размещение вдоль трасс 890 объектов дорожного сервиса, из них 257 – МФЗ.

Удобство первых многофункциональных центров дорожного сервиса уже успели оценить автопутешественники: в конце 2014 года в Вологодской области на федеральной дороге М-8 «Холмогоры» была открыта одна из первых многофункциональных зон сервиса «Автофокус». На ее территории расположены заправка, стоянка для большегрузного транспорта, пункт весового контроля, кафе, доступ к Wi-Fi, магазин автозапчастей, СТО, кафе и детская площадка, пост ДПС и эвакуатор.

Аналогичный мультисервисный центр под названием «Золотой петушок» действует на федеральной трассе М-5 «Урал» в районе Пензы. Кроме гостиницы и стоянки, к услугам автомобилистов тут также есть кафе и Wi-Fi, прачечная, банкоматы, магазины запчастей и даже парикмахерская.

Начато строительство многофункциональных центров на КАДе в Петербурге, продолжается развитие МФЦ в Центральной России, на Урале и в Сибири. Со своей стороны, Росавтодор планирует создавать мотивирующие условия для бизнеса. В частности, предполагается упростить процесс согласования таких проектов и процедуры предоставления площадок вдоль трасс для будущего строительства.