Производители автомобилей на сжиженном природном газе (СПГ) разделят льготу с коллегами, выпускающими более популярную технику на компримированном природном газе (КПГ). Об этом газете «Известия» рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, поправки в программу субсидирования газомоторной техники уже утверждены правительством. К 2030 году жидкий газ может занять до 33% российского авторынка.

Как сообщил глава Минпромторга, размер общей субсидии меняться не будет – в 2018 году он составит 2,5 млрд рублей. К концу следующего года вся программа может быть дофинансирована исходя из возможностей бюджета. За счет субсидий производители смогут давать скидку покупателям, которая затем возмещается заводам.

«Газомоторное топливо, а в особенности сжиженный газ, у нас в списке приоритетов. Субсидии на автомобили на СПГ и на КПГ будут в одной программе, у потребителя будет выбор, какой транспорт взять с субсидией», – пояснил министр.

Продажи газомоторной техники правительство поддерживает с 2014 года. Сначала субсидии предоставлялись регионам, но из-за неэффективного использования было решено с 2016 года передавать льготы производителям напрямую. Государство компенсирует до 30% от стоимости проданных авто.

Программа субсидирования заметно подстегнула продажи автомобилей на КПГ. В 2016 году с помощью субсидии было реализовано чуть более 2 тыс. единиц техники. За первую половину 2017 года – уже 2,5 тыс. машин. Производители увидели большой спрос, существенно превышающий объем программы. В итоге бюджет 2017 года в 3 млрд рублей было решено докапитализировать еще на 2 млрд.

Автомобили на сжиженном газе все это время субсидий не получали. Пока их продажи очень несущественны и точной статистики не ведется. Это вызвано как отсутствием большого модельного ряда, так и достаточно небольшой распространенностью заправок с СПГ, пояснил источник на газомоторном рынке. В то время как транспорт на КПГ выпускают практически все крупные отечественные производители, модели на СПГ имеются только у некоторых из них. Большим спросом пользуются гибридные авто, использующие и СПГ, и КПГ.

К примеру, такие модели выпускает «Группа ГАЗ» («Урал Next»), подобные авто имеются и у АВТОВАЗа (LADA Vesta CNG), причем интерес к этой модели проявляют не только частные, но и коммерческие потребители. В будущем завод собирается расширять модельный ряд газомоторной техники. «Тем не менее компания видит сдерживающий фактор в виде недостаточно развитой системы АГЗС и всячески приветствует развитие сети современных газозаправочных станций в стране. Это позволит придать серьезный импульс дальнейшему развитию легкового транспорта», – считают на АВТОВАЗе.

В 2017 году бюджет программы субсидирования газовых автомобилей был выбран еще в первом квартале. Если спрос на СПГ-автомобили действительно вырастет, то программу придется дофинансировать, иначе спрос резко упадет уже во II квартале 2018 года, прогнозирует источник в одной из автокомпаний.

Обычно СПГ в качестве моторного топлива используется не легковыми, а грузовыми автомобилями и тягачами, отметил заместитель директора европейского аналитического агентства FGE Вольф Оффенберг. «Как правило, газовое топливо гораздо дешевле бензина или дизельного топлива и в разы экологичнее, – пояснил эксперт. – По сравнению со многими странами Европы Россия обладает огромными запасами газа, и игнорирование этого ресурса было бы ошибкой».

«Газпром» ведет федеральную программу по распространению сети газовых АЗС и строительству небольших СПГ-заводов. По прогнозам концерна, объем потребления СПГ на грузовом транспорте к 2030 году составит 33% от общего объема продаваемого в России топлива.