Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила предложения по стабилизации рынка топлива в 2022 году, в числе прочего ведомство предлагает зафиксировать текущие параметры демпфера на следующий год. Об этом на пресс-конференции в пятницу сказал глава ФАС Максим Шаскольский.

Рассуждая о ситуации на рынке топлива, он напомнил о том, что Минфин, Минэнерго и ФАС в этом году приняли ряд мер по стабилизации цен на топливо. “Такие же предложения мы подготовили и на следующий год. Есть предложение об увеличении объема продаж [топлива на бирже]. По бензину, например, до 15% [от объемы выпуска]. Есть предложение зафиксировать тот уровень индикативной цены демпфера, который сейчас существует, и не изменять его на следующий год. Отклонения от этой цены снизить до 10%”, – сказал он.

Все эти механизмы направлены на то, чтобы защитить внутренний рынок от влияния трендов, которые происходят на мировом рынке, пояснил глава ведомства. При этом Шаскольский напомнил, что решение по механизму демпфера принимает Минфин, а ФАС считает, что сохранение текущей структуры демпфера на 2022 год “было бы возможным”. Он также добавил, что оптовая цена топлива к концу года на внутреннем рынке снизилась. “По бензину она сейчас находится на уровне начала года, поэтому ситуация с маржинальностью для АЗС улучшилась”, – сказал он. При этом ФАС уже направила в ЦБ предложение снизить ставку банковского эквайринга для АЗС. “Это тоже даст определенный рост маржинальности”, – отметил Шаскольский.

Он также добавил, что разрешение АЗС продавать алкоголь положительно скажется на их маржинальности. “По напиткам это надо обсуждать широким кругом. Безусловно, это в меньшей степени наше решение. Но возможно, какая-то логика в этом есть. И это даст им [АЗС] где-то 50 копеек маржинальности, при том, что они спокойно себя чувствуют при 4-5 рублях [на литр] маржинальности, то есть это даст им 10% от маржи”, – сказал он.

В настоящий момент топливный рынок регулируется в том числе демпфирующим механизмом. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае – нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

ФАС отмечает недостаток предложения по зимнему дизелю на внутреннем рынке. 

“Я думаю, что пик мы сейчас проходим, это всегда ситуация сезонная. Поэтому ожидаем снижения цен. Каких-то признаков нарушения антимонопольного законодательства мы здесь не находим”, – сказал он. При этом Шаскольский отметил, что на рынке наблюдается “определенная недостаточность объемов производства”.

Биржевая цена на дизель в декабре несколько раз преодолевала максимумы. Так, на этой неделе – с 20 по 24 декабря – цена дизеля выросла на 3,4%, до 64,79 тыс. руб. за тонну, что является новым рекордным показателем.

С 1 мая начал работать уже скорректированный демпферный механизм. Если корректировка демпфера не поможет стабилизировать ситуацию на рынке, Министерство энергетики РФ может применить запрет экспорта бензина, а также заключить с нефтяными компании новые топливные соглашения по ценам на АЗС.