Агентство инвестиционного развития Челябинской области (АИР) совместно с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог “Южный Урал”» разрабатывает концепцию развития придорожного сервиса в регионе. С помощью мер поддержки планируется решить две задачи: создать инфраструктуру вдоль автомагистралей Челябинской области и привлечь бизнес на отдаленные территории области. В рамках проекта предпринимателям предлагают на выбор десять участков вдоль региональных и федеральных трасс для строительства АЗС, гостиниц, кафе, магазинов. Также бизнесменам обещают помочь с получением разрешительных документов, присоединением к коммунальным сетям и строительством подъездных путей. Прогнозируемый размер прибыли для участников проекта — 2 млрд руб. Участники рынка считают эту сумму сильно завышенной. Эксперты говорят, что рентабельность объектов придорожного сервиса зависит от многих факторов: места, сезона, концепции заведения.

В Челябинской области разрабатывают концепцию развития придорожного бизнеса. В межведомственной работе принимают участие ФКУ Упрдор «Южный Урал», Агентство инвестиционного развития региона, Фонд развития малого и среднего предпринимательства, областные минимущества и миндортранс. Проект реализуется в рамках разработки концепции развития объектов дорожного сервиса вдоль федеральных трасс, «дорожная карта» по ней утверждена в июле 2014 года. Это федеральный проект, цели которого убрать с обочин дорог стихийные торговые точки и организовать пункты для цивилизованного отдыха автомобилистов. Особое внимание уделяется организации труда дальнобойщиков, ведь, по правилам, они должны делать остановки через каждые несколько часов. «Это вопрос безопасности, снижения аварийности. На трассах региона слишком мало пунктов, где можно отдохнуть. В развитых странах объекты придорожного сервиса располагаются в среднем на расстоянии 50 км друг от друга либо в 30 минутах езды на машине. Они должны включать АЗС, горячее питание, туалеты, комнаты матери и ребенка, зоны отдыха, барбекю, аптечный пункт, мотель, автостоянку»,— говорит директор АИР Алексей Бобов.

По словам Алексея Бобова, трафик на трассе М-5 составляет до 30 тыс. машин в сутки. Однако планируется возводить объекты придорожного сервиса и на региональных трассах. «Это позволит “подтянуть” трудовые ресурсы из отдаленных районов. Практика показывает, что они могут неплохо зарабатывать на автомобильном трафике»,— говорит господин Бобов. Всего власти региона готовы выделить под строительство объектов десять участков. «Часть расположены вдоль М-5, часть — на региональных трассах. Так, на трассе Челябинск—Магнитогорск слабо развит придорожный сервис, там появятся новые объекты. Агентство инвестиционного развития региона готово оказать содействие в получении разрешительной документации, помочь с присоединением к коммунальным сетям и строительством подъездов к федеральным и региональным трассам. Кроме того, есть ряд финансовых программ, которые могут помочь: предоставление гарантий, займы»,— рассказал Алексей Бобов. По его словам, сейчас ведется поиск инвесторов.

Агентство инвестиционного развития прогнозирует, что комплекс с АЗС, гостиницей, сувенирной лавкой, кафе, парковкой и магазином сможет приносить выручку до 2 млрд руб. в год. Исполнительный директор сети придорожного сервиса «Автоланч» Андрей Петров считает эту сумму завышенной. «2 млрд руб. для придорожного комплекса — это сумма, которую сможет заработать комплекс с гостиницей уровня Radisson Blu. При условии, что это будет высокий сезон в Краснодарском крае или Подмосковье»,— отметил Андрей Петров. Владелец бизнеса рассказал, что порог входа на рынок — примерно 50 млн руб. Столько будет стоить строительство АЗС, кафе и магазина. Коммерческий директор «Автоланча» Ольга Недоспасова сообщила, что средний трафик в магазинах и кафе сети — 400 человек в день. Средний чек для мини-маркета с ассортиментом 5 тыс. товаров — 150 руб., для кафе — 300 руб. Также она рассказала, что «Автоланч» отказался от продажи топлива. «Мы сдаем АЗС в аренду. Нам было тяжело вести отдельное направление. Нужно искать поставщиков, организовать подвоз топлива. Проще заключить договор с компанией»,— говорит Ольга Недоспасова.

Генеральный директор компании «Дан-инвест» Валентин Корытный считает, что будущее придорожного сервиса за комплексными решениями. «Мы как раз сейчас для одного из инвесторов подбираем земельный участок для строительства комплексного решения по организации дорожного сервиса. Это будет гостиница достаточно высокого уровня с небольшим номерным фондом (18–22 номера), но высоким уровнем обслуживания. Также планируем включить в этот проект автомойку, автосервис, объект питания. Их будут представлять сети, которые зайдут туда в качестве якорных арендаторов, аккумулируя дополнительный трафик»,— рассказал эксперт.

Прибыльность объектов придорожного сервиса напрямую зависит от трафика, отмечает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. «Самая выгодная локация для открытия придорожного бизнеса — федеральные трассы с большой загруженностью и прилегающие к городу населенные пункты. Тем не менее, в периоды спада и роста экономики трафик может меняться, так как меняются объемы грузоперевозок. Значит, оборот вряд ли будет стабильным»,— говорит эксперт.