Бензин и дизельное топливо могут ещё подорожать в Воронежской области в сентябре. При этом независимые автозаправочные станции уже несут серьёзные убытки и находятся на грани приостановки своей деятельности.  Об этом рассказал президент городской Ассоциации Топливного Рынка Алексей Трепалин .

По словам эксперта, стоимость бензина на российских АЗС растёт третий месяц подряд. Например, с начала года моторные бензины подорожали на 6,6% –  и это при уровне официальной инфляции в 3,6%, то есть практически вдвое выше неё.

Такое положение на рынке нефтепродуктов спровоцировано нарушением принципов ценообразования, говорит Алексей Трепалин. – Розничные и оптовые цены растут разными темпами, поэтому возникает ценовой диспаритет. С начала года оптовые цены на моторное топливо выросли по отношению к прошлому году от 53% до 65%, а розничные только на 5%, – объясняет специалист. За период с 1 января по 31 июля оптовая  цена на АИ-92 , сформированная по результатам биржевых торгов, увеличилась на 65,41% (с 39 269 рублей за тонну до 64 956 рублей), а мелкооптовая цена увеличилась за тот же период на 62,71% (41 300 рублей за тонну до 67 200 рублей). За период с января по 31 июля оптовая цена на самый востребованный, 95-й бензин, сформированная по результатам биржевых торгов, увеличилась на 52,99 % (с 45 601 рублей за тонну до 69 766 рублей), а мелкооптовая цена увеличилась за тот же период на 53,26 % (с 47 500 рублей за тонну до 72 800 рублей).

А с 1 января по 14 августа оптовая цена на дизельное топливо, сформированная по результатам торгов, увеличилась на  48,6% (с 40 687 рублей за тонну до 67 768 рублей, а мелкооптовая цена увеличилась за тот же период на  62,62% (с 44 071 рублей за тонну до 71 668 рублей). В итоге в Воронежской области оптовые цены на бензин практически сравнялись с розничными, а по дизельному топливу превысили их. – Наиболее пострадал от сложившейся ситуации сектор независимых сетей АЗС, которые представляет в Воронеже и области более половины от всего количества автозаправочных станций. Эти участники рынка не имеют собственной нефтедобычи и нефтепереработки и не могут как вертикально-интегрированные нефтяные компании перекрывать свои убытки доходами от экспорта нефтепродуктов.

Независимые сети АЗС уже начали нести убытки, находясь под действием негативных факторов, – рассказывает Алексей Трепалин.

1. Диспаритет розничных и оптовых цен, при высоком уровне инфляции в 2022 году привел к тому, реализация топлива при существующих закупочных ценах не покрывает даже расходов по содержанию АЗС и заработной плате персоналу;

2. Серьёзное увеличение сроков доставки приобретенного топлива по железной дороге. Задержки с доставкой вагонов приводят к тому, что вагоны скапливаются на промежуточных железнодорожных станциях и доставляются неравномерно. Из-за этого АЗС испытывают то временный дефицит топлива. И то, и другое влечет за собой дополнительные расходы.

3. Удорожание стоимости доставки по железной дороге. Несмотря на то, что тарифы РЖД индексировались в 2022 году на 18,6%, в 2023 году на 8%, то есть выше уровня инфляции, сроки доставки вагонов с топливом только увеличиваются.  

В результате при сложившейся конъюнктуре рынка независимые розничные сети АЗС, которые составляют более половины в городе и области, будут вынуждены существенно повысить цены на продаваемое топливо. – Это скажется на себестоимости сельскохозяйственной продукции и повлияет как на общий уровень цен в регионе, так и на стоимость контрактов для бюджетной сферы. Либо независимые сети АЗС будут вынуждены прекратить свою деятельность как экономически нецелесообразную, что крайне негативно отразится на конкурентной среде в данной сфере и может привести к монополизации местного топливного рынка., – подытожил Алексей Трепалин.

В связи с этим Ассоциация Топливного Рынка города Воронежа написала обращение к губернатору Александру Гусеву, а также в федеральную антимонопольную службу. Специалисты надеются, что в регионе удастся увеличить объём реализации бензина и дизельного топлива на бирже и повысить приоритетность перевозок моторного топлива железнодорожным транспортом.