МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/. “Лукойл” к концу года может принять решение о продаже всех своих АЗС в России. Компания уже получила три предложения о покупке, вскоре отправит предложения потенциальным иностранным инвесторам, сообщил ТАСС источник в компании.

“К концу года “Лукойл” может принять решение о продаже всех АЗС в России. Руководству компании было предложено несколько вариантов реализации сбытового бизнеса: продать заявленную ранее треть сети АЗС тремя частями в течение года – по 10% в квартал, посмотреть на рыночную конъюнктуру и при негативных факторах продать все российские АЗС целиком в течение ближайших двух лет”, – сказал собеседник агентства.

По его словам, руководство “Лукойла” выбрало второй вариант. “Сейчас компания принимает заявки от потенциальных инвесторов. Их уже три. Также подготовлены предложения для долгосрочных иностранных инвесторов, они будут направлены в ближайшие дни”, – добавил собеседник агентства.

В пресс-службе “Лукойла” воздержались от комментариев.

Источник в компании пояснил ТАСС, что розничный топливный бизнес несет экономические и репутационные издержки. “При крайне низкой прибыли мы не можем поднять цены на заправках, поскольку это вызывает социальное недовольство”, – отметил он.

По словам собеседника агентства, оптимизация розничной сети будет проведена в любом случае.

“Маловероятно, что изменятся параметры налогового маневра и что компаниям дадут повысить цены. Кроме того, мы ограничены в развитии нетопливной группы товаров. Доля российского розничного бизнеса (АЗС) в совокупной выручке “Лукойла” невысока. Поэтому розничный бизнес не является для компании приоритетным, первостепенное – добыча и переработка”, – заключил он.

Ранее президент “Лукойла” Вагит Алекперов уже заявлял, что компания рассматривает возможность продажи низкорентабельных активов, в том числе заправок и Ухтинского нефтеперерабатывающего завода.

Первый вице-президент компании Владимир Некрасов в свою очередь говорил, что инвестиционный комитет “Лукойла” в июле рассмотрит предложение о продаже Ухтинского НПЗ и части АЗС, решение может быть утверждено в октябре – ноябре. При этом АЗС и нефтеперерабатывающий завод могут быть проданы отдельно.

По данным “Лукойла”, всего компании принадлежит 5,556 тыс. АЗС в мире, в том числе 2,544 тыс. в России.

Ухтинский НПЗ введен в эксплуатацию в 1934 году и вошел в состав “Лукойла” в 1999 году. На предприятии ежегодно перерабатывается более 4 млн тонн нефти, продукция завода также поставляется за рубеж.

Меньше месяца назад “ЛУКОЙЛ” разместил на своем сайте презентацию, посвященную результатам работы компании за 2016 год. В анализе руководством компании финансового состояния и результатов деятельности “ЛУКОЙЛа” указано следующее: “ЛУКОЙЛ развивает приоритетные каналы сбыта c целью повышения маржи от реализации производимых Группой нефтепродуктов… В 2016 году через розничную сеть в России было продано 9,8 млн т моторных топлив, что на 2,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составляет примерно 48% от объемов производства моторных топлив на российских НПЗ Группы. По сравнению с 2015 годом объем реализации в России премиальных моторных топлив под брендом “ЭКТО” вырос на 33,8%”.

В презентации по итогам 2016 года говорится, что доходы “ЛУКОЙЛа” от продаж нетопливных товаров и услуг на АЗС в России выросли на 15%. Согласно презентации, в сегменте даунстрима “ЛУКОЙЛ” в 2017 году планирует увеличить переработку на российских заводах на 4–5% и улучшить корзину нефтепродуктов в том числе за счет увеличения выхода светлых нефтепродуктов в России примерно до 70%. Компания в 2017 году может принять окончательное инвестиционное решение по проекту установки замедленного коксования на Нижегородском НПЗ. Наконец, “ЛУКОЙЛ” нацелился на рост приоритетных каналов сбыта нефтепродуктов. Таким образом, одно из двух является фейком: или новости о продаже заправок, или материалы для инвесторов на официальном сайте компании – задается вопросом “Аналитика товарных рынков”.