По доброй традиции, Президент, Председатель Совета директоров ПТК Юрий Антонов подводит итоги работы компании в 2015 году и рассказывает о некоторых планах на 2016 год.

– Юрий Васильевич, главный вопрос – как бы Вы охарактеризовали 2015 год для ПТК?

– Не скрою, год бы очень тяжелым и в экономическом отношении, и в плане рыночной ситуации. Наверное, следствия непростого положения ощутили не только мы, но и большинство компаний, да и каждый из нас. Топливный рынок, как и российская экономика в целом, прямо пропорционально зависим от мирового рынка нефти. Не буду говорить очевидные каждому вещи, но потребление топлива зависит от индекса деловой активности, который в этом году снижался. Поэтому показатели потребления топлива корпоративными клиентами упали. Однако, ПТК еще два года назад существенно изменила рыночный курс – к задаче сохранения доли на корпоративном рынке добавилась еще одна – увеличение доли владельцев частных автомобилей в обороте компании. Мы начали ребрендинг сети АЗС, бензовозов, изменили матрицу товаров на АЗС, ввели новые товары в ассортимент, усилили маркетинговые программы и акции. Немалые усилия были вложены и в модернизацию лабораторий и нефтебаз ПТК. Именно этот маневр привел к стабилизации оборота компании, в целом, сохранив его на уровне 70 000 тонн в месяц. Если говорить в более понятных цифрах, то около 70 000 автомобилистов в сутки заправляется на АЗС ПТК. Изменились и условия ведения бизнеса. Я бы сравнил сейчас многие компании, и не только занимающиеся реализацией нефтепродуктов, с эквилибристами. Мы пытаемся сохранить равновесие в условиях очень динамично изменяющихся факторов. И только петербургский консерватизм, опыт и чутье вкупе со стратегическим планированием на несколько лет вперед позволяют нам это равновесие сохранять. Успешно и с движением вперед.

– Не было мыслей отказаться от части активов или сократить существующие?

– Часть непрофильных активов, от которых мы хотели отказаться, мы продали. “Ржевка”, на которой наш партнер – группа ЛСР развивает огромный жилой комплекс, – один из таких примеров. Не скрою, есть еще активы, которые у нас есть планы продать. Но их продажа никак не влияет на основные направления бизнеса – топливо и транспорт. Есть и планы на приобретение. Мы, например, хотим и будем приобретать или строить АЗС в тех районах, где они нужны нашим клиентам.

– Кстати, о транспортной компании. Каковы ее перспективы?

– Я оцениваю их как положительные. Транспортная компания отметила в этом году 10-летие, успешно развивает новые направления перевозок пассажиров, в частности, междугородное автобусное сообщение. Ее положение на рынке стабильное. Компания на рынке перевозок пассажиров наземным транспортом уверенно занимает третье место из числа коммерческих перевозчиков. А недавнее подписание с городом пятилетних контрактов вселяет уверенность в завтрашнем дне.

– ПТК по-прежнему ориентируется в поставках топлива на нефтяную компанию “Сургутнефтегаз”?

– Сургутнефтегаз был, есть и, надеюсь, будет нашим стратегическим партнером. ПТК реализует топливо Киришского НПЗ, которое у всех без исключения автомобилистов вызывает уважение. Большинство компаний на рынке Санкт-Петербурга реализует топливо этого же завода, поэтому я с уверенностью могу сказать, что качественные характеристики нефтепродуктов на петербургских АЗС очень высоки и существенно не отличаются в зависимости от бренда АЗС. С улыбкой можно воспринимать мнения некоторых автомобилистов и экспертов, говорящих о том, что топливо здесь лучше, а здесь хуже. Сейчас заводы выпускают топлива 4 и 5 классов, а со следующего года только 5 класса, контроль за легальными АЗС настолько жестокий, что говорить о продаже плохого топлива не приходится. Например, сейчас рассматривается вопрос о введении оборотных штрафов при отклонении физико-химических параметров топлива от нормативных. 10-15 % от оборота всей компании за год за один такой случай!!! Никто рисковать не будет. И не рискует уже давно. Добавлю, что на нашей нефтебазе “Ручьи” хранят топливо многие топливные компании. По оценкам западных специалистов, это одна из самых современных нефтебаз в Восточной Европе! Там находится одна из самых прогрессивных лабораторий. Только в нее мы вложили около 1 миллиона евро, и не скрою, что ее услугами пользуются и топливные, и нефтяные компании, и автомобилисты, и госорганы. – Какие планы Вы ставите перед компанией на следующий год? – В этом году мы отметили свою 21 годовщину. Если сравнивать с человеком, то это возраст возможностей. Два последних года мы перестраивали имидж компании и проводили внутренние структурные реформы. Не все успели закончить, но большой пласт работы выполнен. На этом фундаменте в следующем году мы хотим построить активную компанию с петербуржским лицом. У нас много проектов и задач. Часть из них видна только профессионалам рынка. Это и биржа, и рынок хранения, и рынок корпоративных клиентов. Проекты фундаментальные, многие не имеют аналогов в России. Ими живо интересуются наши партнеры, пользуются наши клиенты. Другая часть видна всем автомобилистам. Мы планируем продолжить ребрендинг. Причем выйти за границы Санкт-Петербурга и Ленинградской области и провести модернизацию АЗС в новом фирменном стиле в Пскове и Великом Новгороде. Существенно усилить маркетинговую активность. И так далее, и так далее. Обо всем не расскажешь, лучше следить за нашими новостями.

– Что Вы пожелаете автомобилистам в 2016 году?

– Стабильности. Стабильности и позитива. На мой взгляд, это самое важное – вне зависимости от года и ситуации.