Заправиться, выпить кофе, перекусить… Украинские автозаправщики постепенно расширяют спектр услуг и идут на это не от хорошей жизни. Как это будет выглядеть в новом мире, где автомобилей на углеводородном топливе будет всё меньше, а зарядить транспортное средство можно будет из обычной розетки? Конкуренция усиливается, но главный вызов — это само будущее. Приход новых технологий грозит полностью перекроить карту горюче-смазочного бизнеса.

Вам кофе в бак или в чашку?

Первыми на путь трансформации вступили украинские операторы WOG и ОККО. Теперь они возводят не просто заправки, а модульные комплексы с кафе и магазинами. Под брендом ОККО работают около 400 мини-кафе и порядка 40 ресторанов на крупных АЗС. Компания WOG, оперирующая не меньшим числом автозаправок в Украине, заявила о планах строительства в текущем году 10 комплексов нового формата, с кофейнями и маркетами. Эффект синергии не просто позволил заметно нарастить прибыль от этого сегмента, но и сделал WOG лидером розничных продаж кофе в Украине. В 2016-м в сети было продано порядка 21,5 млн чашек кофе, а нетопливные направления генерируют около 30 % прибыли компании.

Наступление эры электромобилей уже меняет весь сервисный ландшафт. Электрические зарядные модули размещают у себя не только нынешние АЗС, но и торговые комплексы, рестораны, гостиницы. Уже сегодня электрическая подзарядка переходит из разряда экзотики в статус обязательного элемента стандарта качества. В этом году WOG планирует нарастить число зарядных модулей для электромобилей с 10 до 300. При этом стандартная зарядка авто будет бесплатной, а вот скоростные зарядки — платными. Понятно, что такой формат будут стремиться сохранить максимально долго, ведь бесплатная подзарядка автомобиля занимает не один час и ожидание будет стимулировать водителя и пассажиров с комфортом — и тратами — провести время в «призаправочном» заведении.

Напоят, накормят и спать уложат

Но в конечном счёте скоростные зарядки победят, и мы увидим преображение АЗС в мини-электростанции, оборудованные ветряками и солнечными панелями. А киоски фастфуда сменятся ресторанами, претендующими на обслуживание не только одиночных проезжих, но и клиентуры транзитных автобусных линий. Уже сейчас некоторые водители междугородних и международных автобусов, сокращая время стоянок на вокзалах, делают дополнительные остановки на АЗС, где пассажирам доступны бесплатные туалеты и разнообразная еда в дорожной упаковке. А с учётом развития современных технологий выбрать и заказать блюда можно будет заранее, прямо из автобуса по пути следования.

Парадоксальным образом сети АЗС могут стать лоббистами массового внедрения электробусов и переоборудования уже действующего автопарка. Это выгодно: остановки для подзарядки на длительных отрезках пути неизбежны. Возможно, такие автобусы первоначально будут проигрывать в скорости традиционным, с двигателем внутреннего сгорания. Но билеты на них будут стоить значительно дешевле, что обеспечит загрузку. Напрашивается также идея использования сменных аккумуляторов, которые можно подзаряжать и менять опять же на АЗС.

Совмещение заправки с СТО и мойками — ещё один тренд, который пока более выражен на заокеанских автомагистралях. Рынок технического обслуживания автомобилей также будет сжиматься, хотя бы по той простой причине, что число элементов в электромобиле в пять раз меньше, чем в обычном. А это влечёт за собой ускорение ремонта и повышение производительности СТО. Клиентов не станет меньше, но у кого-то их просто не останется.

На больших трассах востребованы мотели. А значит АЗС суждено стать ещё и гостиницами. Точнее, мультисервисными хабами с ремонтными мастерскими, кафе, магазином и мотелем. В населённых пунктах районного и сельского масштаба они вполне могут потеснить продуктовые и промтоварные ларьки и кафе.

Без человеческого фактора

Мультисервис — лишь одна из альтернатив развития АЗС. На просёлочной дороге с проходимостью в условную тысячу автомобилей в сутки возведение больших заправочных комплексов нерентабельно. Какие возможности развития есть у них?

Управляющий сетью ОККО концерн «Галнафтогаз» на фоне падения продаж нефтепродуктов создал подразделение «ОККО Агротрейд». Объём финансирования на текущий год под форвардные закупки зерна — 1 млрд грн. Компания предлагает фермерам ГСМ и удобрения под залог урожая или под расписки. Планируется переоборудовать под хранение удобрений ряд нефтебаз и увеличить мелкооптовые продажи топлива на региональных АЗС.

Но кроме маркетинговых ухищрений в мире есть готовые технологические решения. В Европе уже работают около 11 тысяч полностью автоматизированных АЗС. Продаются готовые комплексы с системами удалённого управления; их установка заметно повышает рентабельность. В наших условиях это может снизить поток клиентов из-за психологической неготовности обслуживаться без посредничества человека, но только временно.

Геоэкономическая ниша роботизированных заправок — слабонагруженная сельская дорожная сеть и высоконагруженные центры крупных городов. Для нынешних АЗК в первом случае небольшой поток клиентов не оправдывает содержание дополнительных штатных единиц и сервисов, а в черте городов — высокая конкуренция и дорогая аренда земли. Сокращать издержки им придётся за счёт сужения формата и полной автоматизации.

Так что, скорее всего, мы увидим параллельную эволюцию АЗС сразу в двух направлениях: мультисервисных «человеческих» и моносервисных роботизированных.